Свежие комментарии

  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...
  • Лариса Воронина
    Все абсолютно правильно....Огромное спасибо!Потрясающая цитат...

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

У автора никогда никаких иллюзий на тему морального и интеллектуального облика доморощенной творческой богемы не было, т. к. он имел довольно специфический опыт наблюдения за поведением этой самой богемы. В студенческую бытность для прохождения практики летом нас периодически отправляли на различные фестивали и конкурсы, собиравшие не только «звёзд», желающих и на черноморском солнце погреться, и разжиться халтурой, но и журналистов из федеральных изданий.

Мы, как юные студенты, должны были, так сказать, в поле изучать процесс организации крупных мероприятий, в которые традиционно входят и пресс-конференции, и брифинги. К тому же мы должны были проникаться самой атмосферой, беря некий пример со старших товарищей.

И вот очередное июльское утро, а мы с однокашником на опять-таки очередном таком мероприятии выполняем небольшие поручения и готовимся к очередной пресс-конференции, которую в приступе креативности организаторы решили провести на фоне летнего моря. Время идёт, а о пресс-конференции словно забыли, да и заявленная «звезда» отсутствует.

Наконец прибывает наш неофициальный куратор, злой, как батальон чертей. Мы, конечно, обескураженно спрашиваем, что произошло. Начальство бросило на нас острый взгляд и буквально взорвалось: «Эта звёздная скотина всю гримёрку заблевала! Он вчера на набережной в каком-то кабаке весь вечер ханку жрал, а утром в номер заказал свежевыжатый апельсиновый сок, кофе, яичницу и жареный бекон на гренках… Вот организм и не выдержал…».

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

Конечно, судить по одному случаю грубовато, но за все пять лет присутствия на подобных мероприятиях я ни разу не слышал и не видел, чтобы наши «творцы» заинтересовались посещением местного музея, изъявили желание полюбоваться дольменами, памятниками или водопадами. Круг интересов всегда был одним и тем же: пляжи, рестораны и ночные клубы. И с тех пор, верно, ничто не изменилось. Ну невозможно встретить нашу богему, которая судит с одинаковой убеждённостью о геополитике и очередных секс-скандалах в их же среде, в библиотеке или музее. А вот спящим алкогольным сном в ресторане — сколько угодно.

Тяжёлое советское детство и деревянные микрофоны!

Сейчас для богемы начинается самый горячий период. Пока народ раздумывает, как встретить Новый год, разнообразные «народные» артисты носятся по всей стране в азартном чёсе, чтобы обеспечить финансовое благополучие на месяцы вперёд. И именно сейчас небезызвестная Лайма Вайкуле, которую автор, воспитанный на музыке Pink Floyd, Uriah Heep и Black Sabbath, прошу прощения за жестокосердие, не пустил бы петь даже в пельменную при автовокзале, сделала откровенно комичное заявление: «Я содержала филармонию, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски… Я отработала, и я содержала весь Советский Союз. А Алла содержала всю эту Россию, которая сейчас ей что-то предъявляет. Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить».

Вообще наблюдать за россказнями про каторжные условия работы в Советском Союзе от нашей богемы сродни наблюдению за разрывом фановой трубы с надеждой, что оттуда забрызжут ландыши. Взять хотя бы Андрея Макаревича, регулярно скулящего, что ему не давали выступать, а зарабатывал почётный «машинист» копейки. Однако его бредни мигом умножаются на ноль, стоит мельком прочитать книгу Петра Подгородецкого «Машина с евреями», как выяснится, что зарабатывали юные музыканты до 500 рублей в месяц (огромные деньги по тем временам), не считая отчислений за шлягеры.

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

Макаревич не прогибается под изменчивый мир

Правда, богемные рыдания слышны не только со стороны Вайкуле и Макаревича. Здесь и Пугачёва стонет с регулярной периодичностью, и Ротару со своим сельским «фольклором», и прочие персонажи, казалось бы, не связанные друг с другом.

Конечно, о том, как им закрывают рты и лишают концертов, можно услышать из любого утюга и на любом их концерте, что, в свою очередь, многих заставляет ностальгировать по временам Союза. Но, как это ни парадоксально, именно тогда был невольно заложен фундамент будущей системы, вскормившей всю эту богему.

Во-первых, СССР, как достаточно закрытая страна, создала безальтернативный искусственный рынок для разнообразных артистов. И путь «наверх» уже тогда зависел от связей и так называемого кумовства. Богема варилась в собственном соку, не имея возможности вывезти гонорары за границу и истово веря в собственную исключительность, пока она не стала калечить их изнутри.

Во-вторых, потребность унижаться перед власть имущими взрастила и потребность унижать.

В-третьих, вышеописанный закрытый рынок не смог воспитать в отечественной среде чувство некоего самосохранения. Самый средненький гитарист мог всегда рассчитывать на концерты и заработок ввиду масштабов державы. Вот мы и привыкали слушать одни и те же «хиты» годами.

Таким образом ковалась инфантильная, оторванная от жизни и в большинстве бесталанная тусовка, пропитанная мизантропией. И развал Союза, который худо-бедно приводил богему в чувство, как основной работодатель, только усугубил ситуацию.

Похмелье так и не прошло…

Развал Советского Союза и пришедший «свободный рынок» должны были очистить нашу сцену не только от бездарностей, но и от персонажей, решивших поиграть в общественно-политическую деятельность, т. к. стоит какой-нибудь «звездульке» открыть рот по любому поводу, как часть аудитории, несогласная с ней, автоматически отворачивается. Но, увы, так не случилось.

Более того, стало только хуже. Местная богема, решившая в какой-то момент «покорить» Запад, быстро ощутила собственную ущербность. Ярким примером тому служит биография Бориса Гребенщикова. Борис в начале развала Союза решил подышать воздухом свободы в США. В этом ему помог Дэвид Стюарт из знаменитой британской группы Eurythmics.

И Гребенщиков не просто приехал в США, но и при помощи своего приятеля Дэвида занялся записью альбома Radio Silence, продюсером которого и одним из гитаристов звёздный Стюарт и выступил. Казалось бы, вот сейчас взойдёт очередная звезда — расступись Йен Гиллан и Роберт Плант, кусай локти Оззи Осборн. Но не срослось, а альбом почти не заметили.

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

К тому же в какой-то момент Боря начал догадываться, что интереса к нему не более, чем к обезьянке на пляже в Анапе. Но и обезьянка может примелькаться, поэтому, наверное, Гребенщиков и начал тяготеть к разнообразной декоративной восточной эзотерике. Но и это увечит, и виновный был быстро найден — наш «кровавый Мордор».

А сейчас и того проще. Бывшая российская богема автоматически назначается талантливой, если дежурный плевок в страну сделан максимально публично. Чего стоит только фестиваль «Слово ново», проводимый «мигрантами» в Израиле…

Естественно, прозвучит другой вопрос: а как вообще эта тусовка пережила 90-е годы? Как раз потому, что ещё в советский период шло капитальное сращивание богемы и с власть имущими, и с кинематографическими деятелями, и с телевидением. К тому же не стоит забывать колоссальную ельцинскую кампанию «Голосуй или проиграешь». Бывшие «бунтари», поносящие всеми силами практику госрегулирования СССР, мигом примкнули к «царю Борису» и, конечно, небескорыстно. По словам Шевчука из группы ДДТ, им за участие в кампании обещали 120 тысяч долларов — огромная сумма даже сейчас. Ему вторила и ныне уехавшая Алла Пугачёва, которая также отчаянно обслуживала новую власть, забившую отечественные экраны своим «звёздным» обслуживающим персоналом.

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

В общем, атмосфера была весьма специфической. К тому же на фоне развала страны и возможности бесконтрольного вывоза финансов окончательно сформировалась истинная мотивация богемы, помноженная на старые дурные привычки и алгоритмы поведения.

Карикатура на Запад…

Некоторым покажется, что автор является неким латентным антисоветчиком, а потому видит корень зла исключительно в концертной системе Союза, но это не так. Свою весомую роль сыграл и Запад, иногда вольно, иногда невольно.

Во-первых, США и отчасти Европа являются законодателями мод. Ещё в 50-е и 60-е годы через множество фондов ЦРУ и другие государственные структуры вербовали своих людей во всей богеме — от писателей-интеллектуалов из международного ПЕН-клуба до знаковых певцов. К примеру, в 2015 году стало известно, что сам «король» Элвис Пресли активно сотрудничал со спецслужбами США и даже доносил на инакомыслящих, включая Джона Леннона. И, как это ни удивительно для наших записных демократов, с тех времён ничего не поменялось.

Во-вторых, США всегда готовы приютить чужой капитал. А так как почти вся банковая система сконструирована по американским лекалам, то и отслеживать финансовые потоки как рычаги давления янки легче.

В-третьих, само наличие такой деградировавшей богемы вполне устраивало США и Европу как одна из составляющих информационной войны против России. В самом деле, доморощенной богеме, оккупировавшей телевизор, не нужно даже сыпать политическими оппозиционными лозунгами и хаять российскую государственность, достаточно просто существовать, словно 200-килограмовый вратарь у хоккейных ворот. Структурой своего замкнутого мирка эта тусовка бетонной стеной встала на пути молодых и талантливых исполнителей, не принимавших их правил игры.

В-четвёртых, были и опосредованные способы формирования русофобской фронды внутри богемы. Наиболее ярко здесь выделяется пример Александра Роднянского, напрямую связанного с бывшим заместителем помощника министра обороны по европейской политике и политике НАТО в Минобороны США и видным бизнесменом Рональдом Лаудером. Именно Роднянский не только пытался украинизировать российскую богему, но и интегрировал в наш шоу-бизнес таких персонажей, как Зеленский. Именно Роднянскому мы обязаны появлением «чернушного» «Левиафана», «Елены», «Дылды» и низкопробных «Жары» и «Обитаемого острова».

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

В данный момент Роднянский и его партнёры по шоу-бизнесу последовали вслед за своими финансовыми активами, т. е. за границу.

Конечно, не нужно думать, что западный шоу-бизнес намного нравственнее отечественного, отнюдь. Просто они формировались совершенно иначе. Изначально богема плавала на «свободном рынке». И, чтобы не потерять свою фан-базу, «звёзды» предпочитали следить за языком. Только со временем, когда политическая ставка в заигрывании с той или иной партией не была слишком велика, а «звезда» уже обретала солидный вес, западная богема могла позволить себе такого рода игры. Как не вспомнить «леди Гагу» на инаугурации президента США Джо Байдена? К тому же ставка была беспроигрышной.

Что же касается постоянной приверженности американской богемы «патриотическому» курсу, то это объясняется теми же экономическими причинами. И Голливуд, и американский шоу-бизнес — богатейшие в мире, но отвоевать своё место в нём, как ни странно, куда легче, нежели заработанные деньги и имущество вывести из этого гламурного болота.

Все грани американской системы своеобразной внутренней охраны испытал на себе великий Чарльз Чаплин. В 30-х годах, когда Чаплин был не просто знаменитым актёром, но и основателем успешной киностудии United Artists, его начали подозревать в симпатиях к коммунистам. Эдгар Гувер начал собирать на него досье. Но Чаплин был слишком весомой личностью и долго сопротивлялся попыткам конгресса привлечь его к слушаниям.

В итоге в 1952 году, пока Чарльз был на премьере «Огней рампы» в Лондоне, Гувер не стал разводить бюрократическую волокиту и просто запретил великому режиссёру и актёру возвращаться в США. Одним росчерком пера Чаплин фактически лишился своей студии. В следующий раз он появится в США только в 1972 году по ограниченной временной визе.

К тому времени студия United Artists уже гремела своими легендарными вестернами «Хороший, плохой, злой», «За пригоршню долларов», оскароносными драмами «Полуночный ковбой» и «Скрипач на крыше».

Кто виноват и что делать?

Увы, этот сакральный вопрос вполне банален, но также и логичен. И конечно, с гораздо большим пылом ищут виновных, чем задаются вопросом «что делать?», не говоря уже о том, что ещё меньше народа хочет понять, как мы вообще дошли до такой парадоксальной ситуации. А парадокс налицо — люди, зарабатывающие миллионы и обязанные всем России, не просто бегут, но и с радостью поливают Родину помоями.

Именно поэтому следует составлять не список виноватых, который может оказаться длиннее хронометража любого «Голубого огонька», а выявлять причины ситуации. Кроме очевидного кумовства, закрытости этого богемного кокона и сращивания с чиновничеством, есть причины глубинные и масштабные.

К примеру, сама экономическая система, навязанная нам Западом, потворствовала выводу денег. Конечно, об этом чаще всего упоминают при описании крупного бизнеса. Но по какой-то причине а-ля «руки прочь от искусства» никто не подсчитал, какое количество денег вывели наши деятели эстрады и прочий шоу-бизнес, включая, как это ни странно, кинематограф. Ну или то, что именуется кинематографом.

Богему снова стошнило, или Почему после «Голубого огонька» надо мыться…

Никто не подсчитал даже, какое количество денег вывели на Украину. Многие удивятся, но огромное число клипов и телевизионных сериалов якобы отечественного производства на самом деле создавали на Украине и после майдана.

Ещё одной неявной причиной такого убогого состояния нашей сцены и шоу-бизнеса является застарелая травма обезьянничать Запад. Поэтому и выглядит это уже не как карикатура, а как вторичная карикатура. И, пока местные «короли эстрады» только начали выдирать павлиньи перья из задницы, на Западе над этим антуражем уже перестали хохотать ещё в прошлом веке. Пока мы возмущаемся очередной нагой выходкой дежурной «звезды», Мадонна, как пионер этого сценического поведения, уже на пенсии «детские» книжки пишет.

И всеми любимое — «что делать?» Тут начинается просто полёт мысли. Кто-то советует банально запретить артистов, дискредитирующих страну, кто-то предлагает ввести некие «чёрные списки», кто-то советует воспитывать свои кадры, кто-то выступает за введение цензуры и возвращение идеологии, а кто-то требует выбросить наконец всю эту тусовку на «свободный рынок» с ликвидацией участия государства.

Но проблема не в отдельных клоунах, скачущих по сцене. Проблема в системе, напоминающей Авгиевы конюшни. То есть каждый предложенный способ без всего комплекса решений не возымеет никакого эффекта, а возможно, наоборот…

А пока единственное, что можно посоветовать рядовому гражданину, так это держаться подальше от «Голубого огонька» в новогоднюю ночь. Только представьте, в бокале искрится шампанское, в воздухе витают цитрусовые ароматы мандаринов, аппетитно изнывает соком мясо по-французски, а с экрана кого-то снова тошнит.

Сергей Монастырёв

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх