Я уже много писала о том, что современные девушки, особенно выросшие в семье с одним ребенком, часто имеют о материнстве весьма нереалистичное представление. Они воображают себе мир розовых пони, составляя картинку из отретушированных кадров рекламы детского питания и «мыльных опер», в которых все кончается хорошо. А к тому, что у каждого явления бывает еще и темная сторона, они не готовы.
Но еще печальнее обстоит дело с юношами. Если девочек готовят к будущему хотя бы в парадигме «испытать счастье материнства», то мальчиков к отцовству часто не готовят вообще никак. Культура отцовства понесла существенный урон еще в послевоенный период, когда множество отцов не вернулось с войны, и ситуация «воспитаю сама» стала нормой. С тех пор окружающую действительность никак не удается вернуть в нормальное состояние.
С моей точки зрения, на месте нормальных представлений об отцовстве прижилось несколько уродливых мифов, которые нужно выжигать каленым железом. Вот они.
- Отцовство – это характеристика, тесно связанная с конкретной женщиной. Пока женщина желанна, пока с ней хорошо и она вызывает влечение, можно изобразить интерес к ее детям (даже если ее дети – это твои дети тоже). Как только мужчина уходит, и перестает «танцевать» эту конкретную партнершу, он перестает ее же и «ужинать», обеспечивать потребности детей в том числе.
Примеров из собственной жизни каждый, я думаю, может привести множество. Но на всякий случай добавлю несколько «свежих», которые попадались мне в жизни. Мужчина средних лет, назовем его Евгений, расстался со своей семьей. Он присутствует в жизни собственного ребенка только в виде «воскресного папы», время от времени яркой вспышкой отводя сынишку в парк или в развлекательный центр. Такое времяпрепровождение кажется ему весьма интересным (ведь с проблемами он практически не сталкивается). Поэтому когда в его жизни появляется Анастасия (24 года, ребенок три года), он решительно берет быка за рога. Заявляет что-то из серии «мы теперь семья» и «пусть ребенок называет меня папой». Однако, после года совместной жизни Анастасия ему наскучивает. Он просит женщину как-то мягко объявить ребенку, что он больше не папа, передумал. Неловкости при этом несостоявшийся отец не испытывает.
- Отцовство – это характеристика вроде собственности. Жить с ребенком, заботиться о ребенке – все равно, что владеть ребенком. Довольно сложно объяснить, в чем состоит эта идея нормальному человеку, для которого ребенок – это не столько права, сколько обязанности по его выращиванию и развитию. Но есть целая прослойка людей, увы, которая, кстати, очень активна в сети. И вы наверняка можете увидеть, как они пишут что-то из серии: «Жена отсудила у меня половину квартиры, нажитой в браке, автомобиль и ребенка. А теперь я должен его еще и обеспечивать. Это ненормально, пусть обеспечивает тот, кто владеет. Владеет жена – значит, обеспечивает жена.
Вот этот подход к детям как к собственности приводит и к последствиям – в любом случае отобрать «свое». Как правило, после этого ребенок скидывается на попечение бабушек и дедушек со стороны папы – ведь он ему не нужен. При определении места жительства с матерью страдают не отцовские чувства, а чувства собственника – что я, лох какой то? В норме оба родителя, как мне кажется, должны думать, прежде всего, об интересах ребенка, а не о том, чтобы кому-то что-то доказать.
- Отцовство – это подвиг мужчины, благодеяние, которое он оказывает, а не его обязанность. Эта мысль почему-то очень прочно прижилась в обществе. И она находит свое отражение в очень жестком отношении многих мужчин к алиментам (да и к самой идее брака в последнее время тоже). Насколько я поняла, возмущающихся выводит из себя мысль, что обязанность содержать собственных детей закреплена теперь законодательно. И что нельзя, как в старые времена, манипулировать семейством, будучи единственным добытчиком и кормильцем, манипулируя угрозами отнять крышу над головой и корку хлеба.
Вот если бы он был небольшой копией самодержца, могущего в своей семье единолично карать и миловать, благодетеля, которому постоянно бьются поклоны в пол за миску супа, кричать, как в песне Высоцкого: «Я ль добытчик, али кто?» - тогда да. Интересно. А просто перечислять безропотно деньги на содержание своего чада, быть обязанным это делать, а в случае уклонения получать санкции – это совсем другая история.
Замечали ли вы подобные мифы в обществе. И если да, то как с ними бороться?
Свежие комментарии