Заливные луга разделяли две стоящие друг против друга деревушки: Аксеновку и Подлукошево. Расстояние между ними было километра три, если по объездной дороге, а вот если пешим ходом, да прямиком через луга, то можно было срезать ровно половину. Местные жители частенько пользовались проложенной тропкой, вот только по ночам опасались появляться в тех местах.
Ровно в том месте, где небольшая речушка Кугушевка брала свои истоки, омывая пойму, было нехорошее место, в народе именуемое «Круглый куст». Откуда пошло сие название, утверждать не берусь, так как на момент происходящих событий мне было лет всего ничего, а теперь уж и спросить не у кого.Так вот, как утверждали старые люди, ежели человек какой ненароком забредет в темное время суток на этот самый «Круглый куст», то тут же «чудеса» с ним начинаются: может он плутать до утра, иной раз забредя куда-нибудь километров за десять от того места, некоторые даже и не помнили, как они оказались в такой дали. Те же, кто не жаловался на память, утверждали, что шли как положено по прямой дороге к дому. Это только цветочки, самое безобидное, что могло произойти с путником. Бывали истории и поинтересней: на дорогу мог выехать лыжник под три метра ростом и прокатиться с ветерком мимо идущего, и ладно бы зимой, а то в самый разгар лета. И всадник на коне проскакать мог, обдавая холодом могильным. То за кустами ракитника голоса слышались, как правило, человека по имени называли и просили подойти поближе. Желающих испытать судьбу не было, люди, не разбирая дороги бежали прочь от этого места. Мы слушали эти истории в детстве как сказки, не особо и веря в них.
Шли годы, мы взрослели, бабушки наши старели, деревни разрушались, дороги зарастали. И вот уж нет той хоженой тропы возле «Круглого куста», все осокой поросло. И как-то раз знакомая моя, назовем ее Валентина, приехала в те живописные места на отдых к родственникам. И решили они с мужем на рыбалку отправиться на мелкую речушку Кугушевку. Сопровождать их вызвался сосед, дед Василий. С утра запряг он свою лошаденку, загрузили они на телегу снасти рыболовные и выехали. День прошел быстро и незаметно. Дед Василий накосил травы немного, Валя накупалась, назагоралась, муж Валентины, Андрей, вдоволь нарыбачился. Предусмотрительный дед Василий захватил с собой котелок, пару картофелин, соль. Горожане с удовольствием уплетали уху на свежем воздухе, да нахваливали кулинарные способности соседа. За разговорами не заметили, как стемнело. Дед Василий резво стал собирать вещички, поторапливая молодых домой.
-Давайте, робятушки, шустрее собирайтесь, Бог даст проскочим «Круглый куст» без происшествий. А то не к ночи будь он помянут, причепится какой ни на то попутчик ночной.
-Дедушка, да брось ты сказки сочинять, -рассмеялась Валентина. –Неужели ты и взаправду веришь в эти бредни? Это все бабушкины россказни.
-А вот я вам завтра расскажу пару историй, сам, врать не буду, я здесь ни с кем не сталкивался, а потому, что опасливый был всю жизтю свою и по ночам не шастал в непотребных местах. А вот дед мой, покойный Федор Аверьяныч, сам лично встречался в этих местах с ним.
-С кем с ним, дед Вась? -вновь расхохоталась Валентина,- как дети вы тут, до старости в сказки верите.
- Не могу поминать его к ночи, завтрева расскажу,-твердил свое дед.
Наконец вещи все были уложены, молодежь уселась на свежую траву, дед Василий тронулся в обратный путь.
Темнеет в тех местах быстро. Вот, казалось, недавно солнышко уплывало за горизонт на свой ночной покой, а уже луна гуляет по небу, большая, круглобокая, освещая как фонариком еле заметную не наезженную дорогу. Ветерок подул с лугов, и кусты вдруг зашевелились и затрещали, словно кто-то большой и тяжелый ломился сквозь них. Холодок страха прошелся, как дуновение ветерка, у Валентины по спине. Дед Василий, почуяв неладное, стал погонять свою старенькую лошадку.
-Нноо, родимая! Пшла-пшла! Вы, робятушки, только взад не оглядывайтесь, чтобы там ни было, ни за что не смотрите туда!
Валентина, холодея от страха, уткнула голову в плечо мужа, и вцепилась в него мертвой хваткой. Андрей, материалист до мозга костей, судорожно соображал, пытаясь найти хоть какое-нибудь логическое объяснение тому, что происходило. Но страх поглощал его. Казалось, что страх этот в настоящее время имел физическую оболочку и растекался вокруг, порабощая собой людей.
-Девонька! Девонька! -донеслось у Валентины за спиной. Забыв про все наставления деда Василия, Валентина оглянулась… За ними бежала сухонькая старушка, держа в руках палку и протягивая ее Валентине:
-Возьми, девонька, возьми!
Валя, ничего не соображая, протянула к ней руку, и вот уже старуха приблизилась на расстояние вытянутой руки, пытаясь всучить злополучную палку женщине.
Василий, чувствуя за спиной неладное, изо всех сил хлыстанул лошадку, Андрей схватил протянутую руку жены и отвел в сторону. Валентина, вдруг осознавшая, что происходит, стала вспоминать молитвы. Но так как не знала ни одной, просто стала шептать: «Господи, сохрани и помилуй.» Андрей, глядя на жену, стал судорожно креститься и крестить бегущую старуху. Вдруг дед Василий заголосил:
-ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСИ, ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ…
Толи молитва имела силу, толи крестное знамение, толи просто выехали наши герои из аномальной зоны, но стала бабка удаляться от них, а потом остановилась, и закричала:
-Догадалась! Взяла бы у меня палку, сама бы стала такой-же корявой, как этот сучок!
Добравшись до дому, ребята долго не могли прийти в себя. А вопрос, что же это было, так и остался открытым: толи это очередная аномальная зона, коих на просторах России великое множество, толи, согласно легенде, это место, где собирается всякая нечисть на свои шабаши.
© Copyright: Елена Грибова, 2020
Свидетельство о публикации №220043002183
Свежие комментарии