На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Аскольд Леон
    Ваш комментарий написан в отношении данной статьи? В ней написано не критиковать, а вы советуете наоборот, критиковат...Кто нас критикует...
  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...

Пацифисты на минималках. Как жлоб прикрылся моралью

Мы, как это ни поразительно, прямо сейчас живём в будущем, очень странном будущем, да ещё и на пороге часто труднопрогнозируемых событий. Некоторые футуристически настроенные деятели видят в этом отражение какой-то фантастической матрицы, иные твердят об эпохе постмодернизма.

Такое вот будущее. Кажется, уже в далёком прошлом Жан Бодрийяр, скончавшийся всего лишь в 2007 году, ввёл понятие «гиперреальности», когда реальность превратилась в симуляцию.

Эта искусственность отражается в том, что работники уже ничего не производят, личности перестают жить сами и благодаря СМИ становятся только свидетелями, как живут другие, а власти уже никого не представляют.

Бодрийяр вполне объективно полагал, что «гиперреальность» действует на реальный мир разрушающе. Новое общество уже не живёт действительностью, а живёт некими симулякрами, своеобразными иллюзорными отражениями, к тому же в кривом зеркале телевидения и интернета.

На это, конечно, стахановскими темпами трудились и современные технологии, и сами люди, подменяя понятный лексикон чуждой терминологией, столь любимой специалистами по PR. В конце концов, сами люди уже являются только собственной симуляцией.

К примеру, всем известный «борец за свободный рынок» и «демократию» Михаил Ходорковский начинал свою карьеру… во Фрунзенском райкоме комсомола. Невменяемая Ирина Фарион, ныне один из кондовых символов галицийского национализма, чуть более 30 лет назад была ярой коммунисткой, членом КПСС. А Алексей Венедиктов, неистовый «либерал», будучи учителем в московской школе, был не менее неистовым сторонником советской власти.

Ещё век назад таких «перевёрнутых» людей не пускали на порог приличного дома. И только в нашем будущем «гиперреальности» все эти персонажи способны восприниматься всерьёз, а не как симулякры. В отрыве от симуляции нельзя рассматривать и доморощенных пацифистов, оседлавших моральную сторону пацифизма не без выгоды для себя. Особенно пикантно и то, что само движение пацифизма тоже пользуется в современном мире не более чем очередной симулякр.

Пацифизм до того, как это стало мейнстримом

Для того чтобы обсуждать «внезапно» возникший пацифизм наших деятелей и пацифизм в современном мире как таковой, стоит сначала понять, каким был пацифизм и пацифисты в их самобытности. Известное нам пацифистское движение возникло на границе XIX и XX веков, хотя сам термин ввёл французский юрист и писатель Эмиль Арно. Забавно, что, несмотря на свои убеждения, Эмиль в 1914 году пошёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и закончил её с орденом Croix de guerre («Военный крест»).

Конечно, корни пацифизма глубоки, но более институциональным он стал только в XIX веке. Первой пацифистской организацией считается «Лига мира и свободы», созданная в Швейцарии ещё в 1867 году. Она сплотила в своих рядах не классических в нашем понимании пацифистов, а революционеров левого толка, социал-демократов и т. д. Уже тогда политика активно вошла в ряды «пацифистов», но всё же сама идея жила.

Разумеется, идеология пацифизма не могла быть уложена в рамки какой-то одной организации изначально. Существуют и светские пацифисты, и религиозные, умеренные и радикальные. В начале века в движении суфражисток, вполне справедливо выступающих за равенство избирательных прав мужчин и женщин, существовало своё течение пацифистских взглядов. В России был свой вид пацифизма — толстовство. Толстовцы этически развили идею Льва Николаевича Толстова о «непротивлении злу насилием».

Толстовцы сами по себе были уникальным культурным явлением. В отличие от прочих пацифистских движений толстовцы не вели пропагандистской деятельности. А так как само движение несло в себе и глубоко христианский смысл, то оно шло под негласным принципом «не называйтесь учителями» из Евангелия от Матфея. Хотя толстовцы и занимались издательством книг и разнообразных пособий, но их направленность была скорее просветительской, нежели агитационной.

Толстовцы не терпели политиканства в своих идейных взглядах. Они опасались, и не зря, что часть самозваных пацифистов банально сделает из искренних убеждений инструмент финансового заработка. И их убеждения были изложены не просто на бумаге или в публичной болтовне, а на деле.

Молодёжь коммуны «Жизнь и труд». 1932 год. Из книги «Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910–1930 годы»

К примеру, в 1931 году была организована коммуна толстовцев «Жизнь и труд», хотя попытки организовать коммуну на толстовских идеях были и раньше. Членами коммуны стали и идейные последователи Толстого, и люди, изувеченные физически и морально после Первой мировой и Гражданской войн. Были там и бывшие офицеры.

К сожалению, желая выслужиться перед Москвой, партработники уничтожили эту коммуну. Кто-то был расстрелян, кто-то отправлен в лагерь. Особую грусть этим событиям придаёт тот факт, что хозяйственно коммуна абсолютно органично вписалась в советские реалии.

Впрочем, истинные пацифисты преследовались по всей планете. В «колыбели демократии» в тюрьму отправили известного лидера рабочего движения, выступающего против вступления США в войну и осуждающего интервенцию американских войск в Мексике, Юджина Дебса. После освобождения его ещё и лишат гражданства Америки.

В Британии одним из самых ярых пацифистов был Стивен Генри Хобхаус, который во время Балканских войн отправился в Константинополь оказывать помощь беженцам. А в 1916 году его призвали в армию. Хобхаус заявил, что по соображениям совести он отказывается даже надеть военную форму и готов принять последствия. Стивена приговорили к каторжным работам, а позже, опасаясь его речей, посадили в одиночную камеру. Кстати, по признанию Хобхауса, пацифистом он стал после прочтения трудов Льва Толстого. Всего же в британских тюрьмах во время Первой мировой содержалось до 1500 идейных пацифистов.

Во Франции же пошли куда дальше. Неформальным лидером пацифистского движения в этой стране был социалист Жан Жорес. Накануне войны в 1914 году его просто-напросто застрелили в Париже. Сразу же появились подозрения, что убийца Жореса Рауль Виллен работал на определенные круги во власти. Во-первых, в 1919 году его… оправдали и отпустили из-под стражи! Во-вторых, оппозиционные партии после смерти Жана мигом объявили о своей поддержке правительства. В-третьих, в 1936 году уже в Испании Виллена расстреляли республиканцы «за шпионаж».

Ещё проще поступили в нацистской Германии. Выдающийся немецкий пацифист Карл фон Осецкий, редактор газеты «Вельтбюне», впервые был арестован в 1931 году. Но Карл оказался непреклонен и после освобождения не стал покидать Германию. Второй арест стал последним. После пришествия Гитлера к власти Осецкого отправили в концлагерь. В 1938 году он скончался от туберкулёза в гражданской больнице, но под наблюдением гестапо.

Карл фон Осецкий в концлагере

Конечно, можно не разделять убеждения пацифистов своеобразной первой волны и называть их непугаными идеалистами, но отказывать им в принципиальности нельзя. Эти люди ради своих убеждений готовы были идти не на какие-то финансовые потери, а на каторгу и даже на смерть. Как же это контрастирует с современными комнатными пацифистами, для которых отмена концерта уже является «кровавой репрессией».

Where is my money?

Нет, феномен модного отечественного «пацифизма» отнюдь не уникален и не несёт в себе ни одного признака оригинальности. В самом деле, современные пацифисты уже давно «недостойные потомки» деятелей начала века.

К сожалению, любое идеологическое движение не существует в вакууме и не способно полностью обеспечить политическую гигиену в своих рядах. К тому же пацифизм, не имеющий чёткой структуры и систематизированной формализованной организации, ещё более склонен к использованию движения втёмную.

И дело даже не в том, что в ряды пацифистов изначально проникали сторонние политические фигуры — от либералов до социалистов и даже участниц движения суфражисток, которые уже тогда дрейфовали в политику ударными темпами. Однако не эти внутренние течения оказывали негативное влияние на пацифизм.

По моему скромному мнению, существенное влияние на деградацию пацифизма в обществе оказала мода, деньги и нюансы той самой «гиперреальности». Знаковым стало своеобразное слияние хиппи и пацифистов в США времён вьетнамской войны. Забавно, что накануне войны американские пацифисты отнюдь не играли какой-либо существенной роли и не пользовались популярностью. Только с началом потока гробов с американскими солдатами многие молодые люди сильно «пересмотрели» свои взгляды. Быть пацифистом стало не только модно, но и выгодно.

Более того, часть молодёжных икон того времени смогла достичь вершин популярности не без, простите за цинизм, откровенной спекуляции на противостоянии войне. К примеру, совершенно незаслуженную славу «певице» и «художнице» Йоко Оно принёс, с одной стороны, брак с Джоном Ленноном, с другой — «протестная» деятельность, весьма своеобразная.

Йоко Оно и Джон Леннон протестуют

В 1969 году Йоко и Джон провели свой знаменитый протестный перформанс «В постели за мир». Молодая пара просто неделями валялась в кровати дорогих отелей Монреаля и Амстердама. Войну это, правда, не остановило, но известность Оно взлетела до небес.

В те времена вообще пацифизм помог многим попасть в стремнину жизни. Так, долгожданную известность и телевизионные эфиры на антивоенных протестах и популяризацию движения хиппи обрёл Аллен Гинзберг. А знаменитый фестиваль в Вудстоке, который отчаянно романтизировался, стал не только средоточием популярных исполнителей, но и трамплином для многих начинающих. Правда, сейчас те «три дня мира и музыки» вспоминают несколько реже.

Вудсток без прикрас

К примеру, Джон Фогерти, лидер группы Creedence Clearwater Revival, спустя годы заявил в одном из интервью:

«Поколение Вудстока? — о да, это было нечто! Пятидесятимильная автомобильная пробка… Ни еды, ни воды, ни крыши над головой… Льет дождь, все спят в грязи. “Чувак, это было круто! Какой сейшн! Кто, спрашиваешь, выступал? Так кто ж его помнит? Я ж был обдолбан”».

В общем, движение утонуло в тусовке, сколачивании карьеры отдельными лицами и откровенной показухе, когда истрёпанные цветастые шмотки стали штамповать элитные бренды. А так как Запад — законодатель моды, то это веяние быстро было усвоена в Европе, а позже и у нас. Акцентированная форма возобладала над содержанием. Увы…

Отечественный пацифист голодным быть не может!

Внезапные доморощенные пацифисты — явление откровенно комичное, способное существовать только в торжестве «гиперреализма» и исключительно в информационном поле. Даже самый скромный взгляд в прошлое заставляет удивляться такой идеологической мутации наших «деятелей», из которых никто не был замечен ранее с плакатом напротив посольства США во время войны в Афганистане или Ираке, никто не фигурировал в СМИ с осуждением бомбёжек Донбасса или Югославии.

И вот тут, как говорится, звёзды сошлись. И пацифизм медленно деградировал до голого формализма, и симулякры «гиперреальности» подоспели в помощь, и свои часто чисто финансовые интересы удалось упаковать в моральную обёртку.

Знаковой фигурой в этом разрезе является Борис Гребенщиков. Боря — самый настоящий полуфабрикат новой реальности, который превратился собственными стараниями в симулякр задолго до своей «пацифистской» позиции. Он лично сочинил о себе легенду, создав мифическую классификацию своих музыкальных альбомов. И он всегда держал нос по ветру.

Когда мир накрыла волна моды на восточную экзотику с фильмом Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда» во главе, то Борис мигом ринулся в буддистскую и индуистскую эстетику. Именно эстетику, т. к. она хорошо продавалась, а куковать где-то в холодном Тибете на циновке Боря совсем не собирался. Гребенщиков умудрился даже устроить себе целый концертный тур на Западе в рамках торговли «восточной мудростью».

Борис Гребенщиков в очередном «образе»

При этом Гребенщиков прекрасно понимает, что без налёта некоей просвещённости он никому не нужен как музыкант. И это не мои отвлечённые рассуждения. Ещё в 1989 году Гребенщиков, очаровавший своей наносной просвещённостью самого Дейва Стюарта из Eurythmics, умудрился записать с ним альбом Radio Silence в США. Альбом откровенно провалился, несмотря на все рекламные потуги Бориса.

Но Запад Гребенщикову понравился, а главное, он понял, как торговать своей музыкой, которая без экзотического бэкграунда и манерно заплетённой бородки спросом не пользуется, как, собственно, и фигура самого Бориса. Но проживает Борис не в каком-то индийском ашраме, а в довольно комфортабельных лондонских апартаментах и по-прежнему держит нос по ветру.

Держит ухо востро и группа Би-2. Они давно живут за границей и владеют там имуществом. Учитывая страсть наших заграничных друзей к экспроприации чужих ценностей, и данный коллектив занял удобную позицию пацифизма. Максим Покровский тоже не стал исключением. Он живёт в США давным-давно, а потому и средства держит не в отечественной сберкассе.

Весьма предусмотрительно, можно сказать с перспективой на будущее, поступил режиссёр Кантемир Балаганов, уехав из России и раскритиковав СВО. И опять же не ищите принципиальности и мучьтесь, пытаясь вспомнить, что снял этот «режиссёр». Балаганов в своих картинах всегда будировал модную тему ЛГБТ и ориентировался исключительно на западную публику, где это и продаётся. Более того, недавно его пригласил на работу телеканал HBO для съёмки сериала «Последний из нас». Короче говоря, парень поехал за деньгами…

Сейчас ряды «пацифистов» множатся и ширятся. Кто-то на этом латает поблекшую известность, кто-то просто спасает имущество и возможность заработка, только вот пацифизма в этом нет. Есть откровенно жлобский интерес, которому нужна красивая упаковка.

А количество «пацифистов», к примеру, среди эстрадной братии имеет вполне объективные причины. Наша эстрада занималась на Украине не просто массовой концертной деятельностью, но и выводила в этот негласный офшор деньги. К тому же мало кому известно, но Украина давно стала центром дешёвого клипмейкинга. А деньги наши «творцы» считают лучше, чем разбираются в нотах. И СВО для них, как зуб в носу. Ничего личного, just business.

А кормить в пути никто не обещал!

Парадокс ситуации в том, что она, с одной стороны, неразрешима ввиду общемировых тенденций и положения симуляции реальности (хотя это влияние можно снизить за счёт уровня образования, но это другая тема), а с другой — в нашем конкретном случае достаточно проста. Деструктивная деятельность наших липовых пацифистов очевидна, но именно эта их этническая принадлежность играет нам на руку.

Несмотря на крики многих горячих голов о необходимости начала чуть ли не репрессий, это абсолютно бессмысленно. Также бессмысленна и попытка противопоставить их агитационной демагогии факты, как бессмысленна попытка их переубедить, перековать, как говорили раньше. Не тронет их финансовое сердце ни Аллея ангелов, ни Горловская Мадонна, ни правовой беспредел Украины. Наши «пацифисты» — это симулякры, у симулякра не может быть ни убеждений, ни желания их отстаивать.

Всем очевидно, что «творчество» нашей самозванной элиты за границей никому не нужно. Не покорили вершины известности ни Макаревич, ни Гребенщиков, ни режиссёр Сокуров, снимающий арт-хаус, ни прочие. Они этнически ангажированы изначально. А так как свои капиталы они сколотили в прочной привязке к бюджетному корыту государства, то их небольшие вылазки за границу с целью небольшой розничной торговли восточным колоритом покрыть аппетиты не могут.

Вывод очевиден. Стоит их вывести за рамки любого государственного участия, начиная с концертов на праздничных мероприятиях, заканчивая арендой эстрадных площадок, которые по большей части так или иначе связаны с государством, как проблема решится сама собой. Не нужно даже закрывать им въезд в страну. Выпущенные в свободное плавание, наши «пацифисты» мгновенно поймут, что свободный выпас не столь жирный.

Ну не сформировалась в России самостоятельная индустрия развлечений, готовая прокормить разнообразных светочей. Слишком отчаянно держались отечественные многоликие «пацифисты» за государство, эксплуатируя ностальгию по СССР.

Более того, даже если эти персонажи попробуют провернуть такой трюк, то быстро окажутся в довольно скудном на пропитание пруду, где начнут жрать друг друга, вот это будет точно успешное шоу. Так что сражаться против западной симуляции в рамках «гиперреальности» невозможно, а вот нивелировать доморощенную поросль достаточно несложно. Была бы воля.

Сергей Монастырёв,

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх