На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Аскольд Леон
    Ваш комментарий написан в отношении данной статьи? В ней написано не критиковать, а вы советуете наоборот, критиковат...Кто нас критикует...
  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...

Убивец

 

В детстве моим любимым местом на планете Земля было, безусловно, сибирское село Легостаево, в котором жили мои дедушка Евтей Захарович – ветеран Первой мировой, колхозный конюх и бабушка Домна Ефимовна. Почему дедушкино и бабушкино Легостаево для меня, шестилетнего мальчишки стало самым лучшим селом на белом свете?

Во-первых, потому что в Легостаево на улице Горького был тёплый бревенчатый дом - пятистенок с большой русской печкой, в котором и жили дедушка Евтей и бабушка Домна. В русской печи бабушка пекла вкуснейший хлеб. На печи зимой можно было завернуться с головой в дедову овечью доху и отогреться после самого лютого мороза.

Во-вторых, потому что у них была корова Рыжуха, которая давала вкуснейшее молоко.

В-третьих, потому, что у них был добродушный конь Гнедко, на котором дедушка меня катал время от времени.

Дедушка Евтей Захарович и бабушка Домна Ефимовна, братья Мильшины, члены семей 1966 год, Легостаево. Младшая сестра Галя внизу снимка рядом с бабушкой

В-четвёртых, в Легостаево и соседнем Усть-Чёме жили родные братья моего отца, мои родные дядьки –Дмитрий Евтеевич, Михаил Евтеевич – мой крёстный отец и Виктор Евтеевич с жёнами.

Они назвали меня «племяшом» и при встрече трепали мою белобрысую шевелюру. Мне очень запомнилась их дружная совместная артельная работа на сенокосе и редкие праздничные вечера, когда в доме дедушки собирались все сыновья дедушки Евтея, они выпивали, много говорили. А потом очень красиво, на голоса пели старинные песни под гармошку и плясали. Эти песни я неплохо запомнил, и они, надо сказать, мне весьма нравились, хотя содержание этих песен мне тогда был малопонятно.

В-пятых, потому что у меня в Легостаево два брата – старший Сергей, младший Витя и пять двоюродных сестёр – Галя-старшая, Вера, Таня, Тоня и Галя -младшая. И это было очень важно для меня, так как в Донбассе у меня не было братьев и сестёр, а младший братик Олежка умер в раннем детстве совсем маленьким от порока сердца. А дворовые мои друзья – не в счёт.

В-шестых, в Легостаево есть большой красивый лес. В лесу растёт много вкусных грибов – рыжики, подберёзовики, белые, лисички и, конечно, белые грузди, которых дедушка собирает в березняке на горке столько, что их хватает насолить на зиму целую бочку, в которой они солятся и хранятся под гнётом. Придавленные громадным речным бердским булыжником всю зиму до самой весны. Сыроежки и маслята сразу шли в готовку, остальные грибы большей частью шли бочку на засолку под гнёт в погреб. 

 

Прекрасно помню хрустящие на зубах громадные белые и рыжеватые плоские диски сплюснутых шляп груздей и рыжиков, которые мы с аппетитом поглощали зимой. В лесу собирали дикие ягоды – землянику, костянику, малину, черёмуху. В доме и в бане всегда в разных уголках были привязаны пучки душистых лестных трав, собранных летом бабушкой Домной, что создавало в доме неповторимую атмосферу и запах, который запомнился мне на всю жизнь.

В-седьмых, в Легостаево есть замечательная речка Бердь и речушка Колотовка, протекающая вблизи легостаевских домов по улице Горького по старому руслу Берди, которое изменяли, а точнее выпрямили сами сельчане в начале XX столетия. На улице Горького стояли дома дедушки с бабушкой и дом дяди Вити Мильшина, который стоял в самом начале улицы. 

Столетняя ветла

У дома дяди Вити росла громадная столетняя ветла. Которая была ещё жива, когда мы с Сергеем – моим старшим двоюродным братом были крайний раз в Легостаево. У меня даже сохранился её снимок, который конечно не даёт полного представления об истинных размерах этого исполинского дерева.

В-восьмых, в хозяйстве дедушки Евтея было много живности: коровы, телушка, бычок, свиньи, овцы, гуси, утки и куры. Когда у дедушки было свободное время он меня, малого с шутками усаживал верхом то на барана, то на поросёнка и шлёпнув «коня» по спине отправлял меня как всадника в короткое, но яркое путешествие. Поездка, как правило, заканчивалась достаточно быстро, особенно на поросёнке сложно было удержаться. На баране было сподручнее ухватиться за длинную шерсть, крепко вцепившись руками и плотно обхватив бока барана ногами. Но барану эта идея явно не очень нравилась, поэтому проехав, конечно, подальше чем на поросёнке, я всё-равно в итоге бывал сброшен в пыль на дороге под заразительный и добрый смех деда Евтея.

Дедов участок земли (огород) до сих пор в идеальном состоянии

В-девятых,  в памяти остался большой дедов огород, который располагался сразу за дедовым домом, в котором росло много всякой вкусной всячины - вкуснейшие ароматные пупырчатые огурчики, красная смородина, лук, чеснок, хрен, укроп, петрушка, редиска, редька и, конечно же, так любимая мной в зимнюю пору репа!. Земля на огороде была в идеальном состоянии. Всё-таки дедушка был настоящим потомственным прекрасным земледельцем. Прекрасный огородник, он знал толк в практическом земледелии и севообороте. Земля на огороде была идеально обработана, ухожена и прекрасно была удобрена органикой и традиционно давала прекрасные урожаи. Особенно хороша была картошка. На картошке с обилием сечёной крапивы откармливались дедовы подопечные – кабаны и свиньи. Сало получалось великолепным – толщиной минимум в пять пальцев с обязательной широкой мясной полосой, сало просто таяло на зубах. Дедушка говаривал, что это оттого, что поросята выкормлены были на картошке с крапивой.

Банька по-чёрному

В-десятых, это дедушкина быня, которая стояла на берегу Колотовки. Банька стояла на берегу Колотовки. Топилась по чёрному. из бердских речных булыжников была сложена каменка, в которой был вмурован громадный чугунный котёл. Пол, полки в бане были сделаны из громадных дубовых плах. Аромат в бане стоял обалденный. Особую прелесть давали пучки сибирских трав-дикоросов и, конечно, полынь. Я, когда парились мужики - дед и папа с братьями не мог даже глову поднять с полу, такой жар поддерживали братья. 

Рыбалка на Берди это пескари, ерши, окуньки, чебаки - тема отдельная. Ловили рыбу удочками и ставили верши из лозы. Щуку и окуня местные рыбаки ловили на живца. По рассказам легостаевских стариков, до постройки Бердской ГЭС в Берди хорошо ловилась стерлядь, хариус, судак.

Помню смешной случай на рыбной ловле, когда мы с папой удили рыбу, а мама вязала на берегу. Я, забрасывая удочку замахом через голову, сдёрнул с маминой головы голубую в белый горох косынку и забросил её вместе с крючком и грузилом почти на середину Берди. Мама даже охнуть не успела… Кстати, рядом с нами. Пониже по течению Берди стоял взрослый рослый парень и довольно бойко ловил на живца щук. Больше всего меня поразил большой пробковый поплавок, сделанный из большой пробки разбитого китайского трёхлитрового стеклянного термоса «Дружба» (как мне пояснил папа после беседы с рыбаком).

Мы с папой поймали больше сотни пескариков разных калибров, несколько ершей и чебаков. Когда мы пришли домой, дед Евтей забрал улов и в течении короткого времени успел приготовить со всем нашим уловом большущую сковороду глазуньи с запечёнными пескарями, у которых выделялись белые выпученные глаза, так как дедушка жарил их вместе с головами. Если кому не нравилось возиться с головами – просто выбрасывали рыбьи головы, чему были несказанно рады наши и соседские коты и кошки, которые чётко отслеживали процесс приготовления рыбного блюда, соблюдая свой шкурный гастрономический интерес.

На рыбалку любил хаживать и мой крёстный – старший брат папы дядя Миша. Он ловил на одну удочку пескарей и глотал их свежими, целиком, непотрошёными, вперёд головами. Папа объяснил, что это у него от недобрых лагерных лет осталась такая необычная привычка.

Краткая историческая справка

Село Легостаево ведёт своё название от фамилии первопоселенцев села Легостаевых. Легас, легостай – старинное, уже почти утраченное русское слово. Согласно словарю Даля легостай означает ветреный, опрометчивый, легкомысленный, легкоумный, безрассудный.

В некоторых говорах слово легостай имеет и другие значения: лёгкий на подъём человек, озорник, шалун. Подобные именования сёл в XVI - XVII вв. зафиксированы в нескольких губерниях центральной России: В 20-х годах XVIII столетия на левом берегу реки Бердь в 60 километрах от её устья была основана деревня Легостаево в Барнаульском уезде Томской губернии. Названа она по имени ее первого основателя – охотника-промысловика Семена Легостаева, который вместе с женой Анной Филипповной построил здесь первую избу и обзавелся хозяйством. 

Разрушенный храм в Легостаево, сгоревший в 40-х годах, сейчас сельчане восстанавливают его

В 1737 году в Легостаево была построена первая деревянная церковь. В 1804 году в Легостаево построили каменную церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила и святого Пророка Божия Илии.

Само село Легостаево лежит в понижении бердской котловины. В летнее время река Бердь у Легостаево совсем мелкая. Во многих местах ее даже детишки легко преодолевают вброд. Но весной, вобрав талые снега с таежных увалов Салаирского кряжа, Бердь становится неузнаваемой, бурной и стремительной. В половодье на несколько метров порою поднимается ее уровень.

***

Через улицу Горького утром наши и соседские гуси и утки приходили поплавать на речушку Колотовку.

Я перебрался на противоположный бережок Колотовки. И лукавый видно надоумил – потехи ради, я начал комьями земли обстреливать караваны уток и утят - то ли наших, то ли соседских.

Колотовка

Утки и гуси смешно шарахались всей толпой. В итоге, я попал земляным комлем в голову утёнка. Он сначала бегал со всей стаей, а потом начал высоко выпрыгивать. Выпрыгнул два-три раза, а потом упал и затих. Когда я подошёл к нему, он уже не проявлял никаких признаков жизни. Своим бросанием комьев земли я угодил в голову утёнка и настолько сильно его зашиб, что он в течении считанных минут взял и упал бездыханным.

Я сильно расстроился. Пытался откачать, спасти утёнка насколько мне позволила моя детская фантазия, но эти старания завершились ничем. Ушибленный утёнок окончательно затих и умер.

И тут меня охватил настоящий ужас. Как бы то ни было, но я впервые в своей жизни сам, своими руками убил живое существо – утёнка.

Немного погодя, у дома дедушки появилась моя младшая двоюродная сестричка Галя – дочка Дяди Вити и тёти Таси. Мы с ней постоянно общались, дружили и проводили вместе много времени, поскольку их дом находился, на улице Горького как и дедов дом, только через несколько домов, ближе к центру села. Если не изменяет память у деда был №13 дома, а у дяди Вити №3.

Перестроенный дом на дедушкином участке. Построен из сруба дедушкиного дома новыми хозяевами участка 

Сейчас, кстати, дедов дом существует только в перестроенном виде и живут в нём чужие люди. Новые владельцы усадьбы полностью перебрали бревенчатый сруб и собрали его несколько сместив от его привычного места, существенно изменив планировку дома. По сути, только сам сруб и остался от прежнего дома, даже внешний вид сильно поменялся.

Галя сказала, что не стоит сильно расстраивать – такое частенько случается, когда погибают утята или цыплята – то зашибёт кто-то, то собака или кошка придушит малыша, а то ворона или коршун стащит зазевавшегося птенца прямо со двора.

Дом на Горького в котором жил дядя Витя с семьёй

Но Галины аргументы меня не убедили. В итоге я убедил Галю и мы вместе устроили настоящие похороны погибшего по моей вине утёнка. Я выкопал ямку. Мы постелили на дно ямки листья камыша и травку, уложили утёнка. Засыпали его землёй. А я ещё дополнительно из палочек соорудил простенький памятник-пирамидку из сухих веточек. На том процедура прощания с незадачливым утёнком и завершилась.

И только совесть по–прежнему мучила меня. В итоге, ближе к вечеру, я не вытерпел, подошёл к бабушке Домне и наклонив повинную голову, всхлипывая и утирая нос кулаком сообщил ей, что я нечаянно прибил земляным комком то ли нашего, то ли соседского утёнка. Более того, в конце своей покаянной речи я спросил у бабушки: «Бабушка, а я теперь - убивец. Так выходит?». Откуда у меня взялось это слово – полнейшая тайна, но оно запомнилось мне именно после этого случая.

Бабушка Домна, рассмеявшись и, потрепав меня по склонённой вихрастой голове, сказала:

«Да что ты, внучик, сильно не убивайся. Плохо, конечно, что забил ты утёныша, однако не сильно кручинься. Дело это житейское, да никто этих цыплят и утят у нас не считает. Плохо, что сделал ты это намеренно, просто лоботрясничая. Но в любом случае хорошо, что ты переживаешь за содеянное и сознался мне, а то мало ли кто из соседей видел, да ненароком поднимет шум, а так я всё уже знаю. Ну ступай, к Галинке и играйте дальше. Только ты не зобижай малышку, ты же старшой. Поэтому должон заботиться о младшей сестрёнке и защищать её. Особенно когда кто из соседских оболтусов вздумает её обидеть.»

Я радостно согласился, кивнув головой, и тут же побежал к ожидающей меня в сторонке Гале.

Нужно сказать, что никто бабушке из соседей на меня не пожаловался и шума из-за этого происшествия никто не понимал. Родители мои ничего не узнали, потому что бабушка Домна никому из взрослых, даже моим родителям ничего не рассказала. Это трагическое для меня событие так и осталось нашей, общей с бабушкой и Галинкой, тайной.

А на следующий выходной день в селе случился большой праздник. Если я верно всё помню – то колхозники отмечали Праздник Урожая, так как на дворе уже была вторая половина августа.

А может и не было вовсе никакого большого события. А по случаю окончания основных уборочных работ, в колхозе «Сибиряк» и на легостаевской МТС решили устроить небольшой праздник-чествование тружеников села. За рекой Бердь, чуть правее брода через реку в березняке установили шатёр и установили столы. На столбе повесили алюминиевый колокол, который весь день провозглашал здравицы и рассказывал о передовиках и победителях соцсоревнования, а также транслировал бравурные и праздничные марши, бодрые и весёлые песни.

Знакомые соседские пацаны под большим секретом рассказали мне что за Бердью в березняке установили целый шатровый и палаточный городок, что там музыка и праздник и что там, возможно, детям и школьникам, помогавшим старшим на сельхозработах будут давать грамоты и конфеты с подарками. А ещё из самого Искитима привезли бочку с квасом и деревянные бочки с пивом для взрослых. И. вообще там что-то вкусное готовят и, наверное, будут всех угощать.

Посовещавшись с Галей, мы решили мешкать долго нельзя и нужно в срочном порядке бежать и перейти вброд речку и попасть на праздник. Во-первых, посмотреть, что там делается. Ну, и главное, попытаться получить подарочные конфеты и напиться вдоволь квасу.

Красавица Бердь в Усть-Чёме ниже по течению реки 

Брёвна действительно плыли по Берди. Но их было достаточно мало и они были довольно большие и длинные. Поэтому их было трудно не заметить. Поэтому мы с Галинкой быстро разделись, прихватили с собой одёжку и перешли речку вброд. Причём где-то посредине реки нас догнал дедушка Евтей, который брёл за нами, сняв штаны и держа в руках эти самые штаны и свои яловые сапоги. Дедушка молча довёл нас до противоположного берега.

Дедушка нам ничего особо не сказал, только погрозив напоследок указательным пальцем и сказав, чтобы мы долго не задерживались на празднике и к обеду обязательно вернулись домой. После этого дедушка как-то быстро пропал из виду так же неожиданно, как и появился рядом с нами посредине реки.

Информация которой поделились с нами соседские мальчишки оказалась в общем-то правдивой, но не в полной мере.

Мы быстро увидели металлическую жёлтую бочку с надписью «Квас», которую привезли, видать, из самого Искитима. Но квас наливали, как оказалось, на самом деле, далеко не всем подряд и совсем не бесплатно.

Мы подошли к толстому дядьке в белой куртке и колпаке и потихоньку попросили налить нам квасу. Дядька сделал очень серьёзное лицо и строго спросил: «А деньги – шесть копеек за два стакана, малыши, у Вас найдутся, чтоб заплатить за квас?». На что мы с Галей посовещавшись сказали ему тихонько, что денег у нас, конечно, нет, но нам очень хочется пить. А ещё больше хочется попробовать квас из жёлтой бочки Гале, так как она ещё ни разу не пила искитимский квас…

И вообще, нам нужно только попробовать, совсем немного.

Жарки цветут. Легостаево правый берег Берди

Дядька весело рассмеялся. Вместе с ним засмеялись и мужики, стоящие рядом за столиками с пивными кружками. Один из них сказал: «Фёдорович, да налей малышне по стаканчику квасу, я тебе заплачу!»

На что Фёдорович, для виду сделав обиженный вид, сказал: «Да можешь и не платить, я угощу деток. Это ж наши, деревенские» и налил нам по стаканчику кваса. Я и Галя с благодарностью взяли свои стаканчики, чуть отошли в сторонку и бережно, чтоб не разлить ни капли, стали пробовать вкусный ароматный напиток, отдающий в нос. Наверное, за всю свою жизнь, а мне уже седьмой десяток, я не пил такого вкусного квасу!

Выпив квас, мы аккуратно вернули стеклянные гранённые стаканчики и пошли дальше изучать обстановку на празднике.

В итоге мы много чего интересного увидели и услышали.

Только вот слух о том, что детям будут раздавать конфеты, оказался настоящей «уткой». Действительно, некоторым старшим школьникам на утреннем митинге вручили ценные подарки, грамоты и коробки конфет, но только тем, кто работал в поле и активно помогал колхозу.

Но мы не сильно расстроились. Зато увидели немало для себя нового и интересного. Обратно Бердь мы пересекли без приключений.

Дом. в котором жил мой крёстный дядя Миша на льнозаводе, Легостаево

К обеду домой мы естественно опоздали. А что самое плохое, моему папе и дяде Вите рассказали их знакомые, о том, что они видели нас с Галей на другом берегу, на празднике. А ведь мы ушли, не предупредив никого из взрослых!

Дедушка видел нас, проследил за нами, проконтролировал происходящее, решил для себя, что его вмешательства не требуется, поэтому даже отцу и другим взрослым никому ничего не рассказал.

А отец после разговора с чужими людьми и с братом – отцом Гали дядей Витей видать сильно разнервничался, распалился, расстроился и всыпал мне ремня, кстати единственный раз за всю мою жизнь. Точнее не всыпал, просто один раз ударил ремнём.

Ремешок был узкий – обвился вокруг правой ноги и оставил след на ляшке правой ноги.

- За что? – спросил я у отца, сглатывая слёзы, которые навернулись на глаза не столько от боли, сколько от обиды.

- Да как ты не поймёшь, что Вы же с Галей могли запросто погибнуть. Если бы ГЭС сбросила воду, то течение реки могло резко усилиться. Нужно было просто предупредить взрослых и с Вами кто-нибудь сходил бы за реку.

Вечером я подошёл к бабушке и спросил:

- Бабушка, так я действительно мог стать убивцем, если бы мы с Галей утонули?

- Вас с Галей могло просто снести брёвнами и тогда Вы с Галей могли просто утонуть. Ты же старше Галинки и ты должен был просто спросить разрешения у взрослых, прежде чем бежать на речку. Но тебе же, видать, некогда было подойти к старшим и сказать? Но ты никакой не «убивец», а просто маленький мальчик, который ещё мало чего знает и понимает. Да и забудь ты, наконец, это треклятое слово «убивец», и где ты его выкопал-то?

Я честно признался, что не знаю, откуда взялось у меня это слово.

Молча отошёл в сторонку, осмысливая сказанное бабушкой.

А дедушка Евтей хитрО посматривал на нас из-за занавески и помалкивая, лукаво улыбался в свою белую бороду…

 

© Copyright: Николай Ходанов, 2022

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх