Антропологи из британского университета Брэдфорда смогли восстановить ритуалы, связанные с детскими жертвоприношениями индейцев-инка накануне появления первых европейцев. При помощи современных аналитических методов они установили, что детей кормили специальным образом в течение года, предшествовавшего их смерти.
Изучению были подвергнуты волосы четырех мумий, найденных в высокогорье Анд. Судя по изменению химического состава волос, на протяжении долгого времени дети, которым в момент смерти было от 6 до 15 лет, питались, главным образом, овощами, что типично для крестьян. Примерно за год до смерти их диета резко изменилась: к обычным продуктам добавились кукуруза и мясо, то есть продукты, характерные для инкской элиты. Очевидно, это указывает на повышение статуса детей.
За три-четыре месяца до смерти дети отправлялись в долгое путешествие. По-видимому, в путь они отправлялись из инкской столицы Куско. Перед началом «паломничества» им остригали волосы. По мнению исследователей, жертв в конце пути приводили в некое святилище высоко в горах, где давали какой-то наркотик и оставляли умирать на вершине. Из четырех детей, чьи останки изучали ученые, только один точно умер насильственной смертью — от удара по голове.
Все четыре исследованных мумии были открыты в 1995 и 1999 годах американским археологом и антропологом Йоханом Райнхардом. Самая известная из четырех — «Хуанита» или «Ледяная дева из Ампато», хорошо сохранившийся труп девочки-подростка. Все останки датируются началом XV века.
* * *
О том, что инки практиковали человеческие жертвоприношения, свидетельствуют различные изображения обнаженных жертв со связанными за спиной руками и фигур с ножом в одной руке и отрезанной головой в другой. Чаще всего в жертву приносили пленников, захваченных во время войн и набегов. Однако особо доверенными посланниками к богам-предкам могли стать и специально отобранные, красивые дети — лишенные физических недостатков и не достигшие половой зрелости. Именно такие мумии и были обнаружены в Андах.
Эти жертвоприношения, которые назывались «восхождение в небесную мерзлоту», имели общеимперское значение и приурочивались к декабрьскому солнцестоянию.
Вообще, дети в некоторых жертвенных ритуалах порой играли даже большую роль, чем взрослые. И не только в Америке.
Так, с незапамятных времен практически у всех народов мира существовало поверье, смысл которого заключался в том, что культовое сооружение, крепость или мост нуждались — для прочности фундамента — в человеческой жертве, желательно ребенке. Обычай этот, кровожадный по своей сути, в течение многих веков строго соблюдался как в Европе, так и в Азии, Африке, Японии.
История сохранила для нас такой факт. В Средние века одна из крепостных стен Копенгагена из-за природных катаклизмов постоянно разрушалась. Никакие ремонтные работы не помогали , и тогда отцы города решили использовать старое народное средство — замуровать в стену невинного ребенка. Мэр города тут же приказал стражникам разыскать в квартале ремесленников маленького бродяжку, и уже на рассвете следующего дня жертва была принесена: пятилетнего мальчика заживо похоронили в каменном своде.
Кайаны Борнео имели обыкновение приносить человеческие жертвы, когда какой-нибудь очень важный начальник переселялся во вновь отстроенный дом. Э. Тэйлор в своем исследовании «Первобытная культура» приводит случай, когда уже в сравнительно новое время, около 1847 года, для этой цели была куплена малайская девочка-невольница. Кровью девочки были окроплены столбы и фундамент дома, а труп брошен в реку.
Со временем людей стали заменять лошадьми, коровами и прочей живностью. В России даже в начале ХХ века при строительстве мельницы в ее фундамент обязательно клали черного петуха, курицу или свинью. Подобный «оброк» якобы предостерегал новое строение от буйства природы и нечистых сил.
Свежие комментарии