На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Аскольд Леон
    Ваш комментарий написан в отношении данной статьи? В ней написано не критиковать, а вы советуете наоборот, критиковат...Кто нас критикует...
  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...

Чьи сериалы мы смотрим?

Медиапространство России и фактор «мягкой силы» Украины

В нашей стране действительно есть, на что посмотреть и чем впечатлиться.

Граждане России наблюдают нашу действительность ежедневно и, несмотря на массу нареканий, отношение россиян к уровню жизни в стране гораздо лучше, чем в начале 2000-х. Куда сложнее обстоят дела с образом России, который транслируется через традиционные СМИ сопредельных государств, в частности, Украины.

В данном случае, я говорю об эфирном телевидении, и, более конкретно, о вещании развлекательном.

С приходом в нашу жизнь сериалов в их современном понимании образовались два основных источника их производства для России – российские студии, с производством в России и Белоруссии, и студии украинские, с производством на территории Украины. Я буду, в основном, говорить о последних. С начала – середины 2000-х, на подъёме сериального бума на российском телевидении, на Украине возникли и стали активно развиваться такие студии как Star Media, Киевтелефильм, Film.ua, Студия «Квартал 95» и др. Бизнес-схемы этих студий строились на производстве сериального контента для рынков России и Украины на средства российских и, отчасти, украинских телеканалов, а также на продаже прав на показ оригинальной украинской продукции в России.

 

Такие сериалы, как «Нюхач», «Сваты», «Дом с лилиями», «Красная королева», «Сын отца народов», «Соседи», «Лесник», «Учитель в законе» и пр., созданы непосредственно украинскими компаниями или при их участии и сняты на территории Украины.

 

При этом до 2014 года обмен контентом между Россией и Украиной происходил активно и сбалансированно. Продажа прав на сериалы шла в обе стороны, продукт украинских студий выходил в эфир на телеканалах «Первом», «России-1», НТВ, СТС, «Домашнем» и пр., а продукт студий российских пользовался популярностью на каналах ТРК «Украина», «Интер», «1+1», СТБ.

 

После Евромайдана и событий 2014 года ситуация резко изменилась, причём в одностороннем порядке. Новая киевская власть не только многократно усилила давление на русских Украины и их дискриминацию, но и стала в одностороннем порядке осуществлять этнокультурную экспансию, направленную вовне, за пределы границ Украины.

 

Так, с 2015 года на Украину запрещено продавать российскую телевизионную продукцию производства до января 2014 года, включая телесериалы, даже не несущую никакой политической нагрузки. Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины» фактически запретил демонстрацию на Украине всей кино- и телепродукции, произведенной в России после января 2014 года. Кроме того, на Украине нельзя показывать и снятые ранее фильмы и сериалы, если они популяризируют госорганы «страны-агрессора» или если в них снимались лица, представляющие «угрозу национальной безопасности».

 

Напротив, в Россию по-прежнему, невзирая на радикальные односторонние ограничения Украиной импорта российского телеконтента, массово поставляются телесериалы и телепрограммы украинского производства. Более того: Украина прочно удерживает лидерские позиции в сегменте телевизионных сериалов.

 

По данным исследовательской компании KVG Research, по результатам 2017 года на первом месте по поставкам сериалов и телефильмов на ТВ России находится компания с украинскими корнями Star Media, на втором – украинская же компания Film.ua.

 

При этом, по мнению участников рынка в России, подоплёка этого в первую очередь экономическая: российским телеканалам выгоднее закупать недорогой продукт с Украины, а идеологическая составляющая развлекательного контента их волнует в гораздо меньшей степени. Для идей и смыслов традиционно отведено политическое вещание. Но это в корне неверно: та самая мягкая сила, о которой принято говорить в последние годы, ярче всего проявляется и действует через эмоции, вызванные художественными произведениями.

 

Небольшой, но яркий пример – прошедший с 5 апреля 2021 года на канале СТС 2-й сезон комедийного сериала «Папик», первые серии которого, по информации с сайта СТС, в прошлом году посмотрели 68 миллионов российских телезрителей. 1-й сезон 16 серий (2019), 2-й сезон 16 серий (2021), возрастная маркировка 18+, производство Студия «Квартал 95».

 

Блогер Анатолий Шарий 15 апреля 2021 выпустил ролик о двойных стандартах украинских политиков – как компания президента может

 

торговать со «страной-агрессором». Нас же волнуют не двойные стандарты, а реакция на премьеру «Папика-2» со стороны украинского истеблишмента.

 

Так, Никита Потураев, глава комитета Верховного совета Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики, депутат от президентской партии «Слуга народа», напрямую заявляет, что продажа «Папика-2» на СТС есть «свидетельство нашей ментальной победы … в информационной войне с русскими».

 

Депутат Верховного совета Украины от партии «Слуга народа» Николай Тищенко заявляет, что не видит в продаже сериала ничего плохого, что «два народа должны дружить», хотя «люди, которые сегодня руководят Россией – враги украинского народа», «если россиянин может смотреть украинскую продукцию, это очень хорошо, … на Украине производится качественный контент, … на Украине жить гораздо лучше, чем в России, … что у нас мирное и доброе государство (выделено мной. — В.Д.)… Мы можем продавать всем, кто хочет покупать наш продукт», в т.ч. ГТРК «России-1».

 

Обратим внимание: в заявлении украинского политика речь идет не только об экономической составной. Депутат президентской фракции открыто заявляет об идеологической составляющей украинских телесериалов, несущих «правду» об Украине как процветающем и «мирном и добром государстве».

 

Сайт vesti.ua сообщает 15 апреля 2021, что сериал «Папик-2» вошел в топ-5 лучших программ на российском ТВ по данным агентства Mediascope с долей 13%. То есть его смотрел каждый седьмой житель России (возраст 18-55).

 

Если кто-то не знает, студия «Квартал 95» была основана в 2003 году нынешним президентом Украины Владимиром Зеленским и братьями Сергеем и Борисом Шефир. В декабре 2003 года компания совместно с телеканалами «Студия 1+1» (Украина) и «СТС» (Россия) приступили к производству цикла из 5-ти концертов, приуроченных к самым значительным праздникам 2004 года. Как мы видим, плодотворное сотрудничество СТС и «Квартала 95» продолжается до сих пор.

 

Ещё одна цитата с официального сайта «Квартала 95»: «Напомним, что "Лига смеха" и "Папик" – не единственные украинские проекты, которые были проданы для показа на российском телевидении. Например, на сайте российского телеканала "Че!" целиком выложен первый сезон "Дизель-шоу", состоящий из 15 выпусков. Также сообщалось, что российский телеканал СТС запускает свой вариант популярного украинского шоу "Лига Смеха" по франшизе студии "Квартал 95"».

 

Интересная деталь – всем известно о существовании «чёрных списков» лиц, представляющих «угрозу национальной безопасности» Украины, куда входит, в том числе множество актёров.

 

При этом, если даже бегло проанализировать актёрский состав сериалов, которые Украина выпускает для внутреннего потребления, станет очевидно, что для успеха продукта на украинском рынке в нём в главных ролях обязательно должны сниматься несколько актёров из России.

 

Некоторую пикантность ситуации придаёт тот факт, что подавляющее большинство российских актёров – мужчин «призывного возраста» – внесено

 

в «чёрный список», поэтому в мужском составе таких сериалов ротируются примерно 15 человек артистов–мужчин, которым въезд на Украину не заказан. Из-за этого даже сложился определённый узкий рынок из российских актёров–мужчин, которые пользуются умеренной известностью в России, но мегапопулярны на Украине, что отражается, кстати, и на гонорарах – там им зачастую платят гораздо больше, чем в России.

 

Упомянутых актёров вполне можно причислить к той самой «мягкой силе» Русского мира, если их участие в проекте становится залогом успеха у украинского зрителя.

 

Возвращаясь к ситуации с продажей прав на сериалы на территории России и Украины, – примеров, подобных уже прозвучавшим, масса.

 

Отсюда возникает вопрос баланса: либо Российское государство принуждает Украину разрешить закупки нашей телепродукции – что предпочтительно, так как это расширит охват русской и не признающей себя русской русскоязычной аудитории на Украине и будет работать в качестве проводника Русского мира.

 

Либо Российское государство ограничивает продажи прав на украинскую продукцию на территории Российской Федерации. При этом мы говорим о фактической стороне дела – независимо от способа закупок – через оффшоры, аффилированные компании на территории России и т.п.

 

В последние годы в медиапространстве постоянно звучат термины «импортозамещение» и «иноагенты». Кто выступает, вольно или невольно, в роли чьего-то агента и какой импорт мы точно в состоянии заместить, да и попросту должны это сделать – ответы из эти вопросы лежат на поверхности.

 

Выступление на конференции «Национальные меньшинства и русские Украины – объекты насильственной украинизации» (Ростов-на-Дону, 2021)

 

Дубровин Владимир Леонидович — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Сектора исследований социокультурной динамики Института социологии РАН, генеральный продюсер Продюсерского центра «КЕДР» (г. Москва).

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх