Государства как люди.
Они рождаются, живут и умирают, если это, конечно, не какое-нибудь опереточное Сан-Марино, существующее уже почти 2 тысячи лет только потому, что до него никому нет никакого дела.
Они умирают или своей смертью, или им помогают отправиться на тот свет по тем или иным причинам.
Как и у людей, у государств есть условия жизнедеятельности, при которых они способны хотя бы худо-бедно существовать, и красные линии, пересечение которых означает неизбежный конец – или сразу, или в агонии.
Какая страна возникает в этой связи у читателя перед глазами?
Правильно, Украина.
Украина – не Сан-Марино, она вполне заслужила то, что с ней происходит.
Это уже не жилец на этом свете, сколько бы над ней ни хлопотал сейчас – больше для видимости – коллективный Запад. Западные страны делают это по геополитическим, корыстным и одновременно сентиментальным причинам, желая продлить расставание со своим любимым "зомби", превращённым в инструмент сдерживания России, который уже умер, но пока этого не понимает, накачав себя "боевой химией".
Мало того, перед скорым концом он даже демонстрирует завидную активность, как кайзеровская Германия, которая в 1918 году едва не взяла Париж перед тем как через несколько месяцев рухнуть и проиграть Великую войну.
Хотя для захваченной террористами Украины, это, конечно, слишком лестное сравнение.
Гипербола?
Выдаём желаемое за действительное?
Судите сами.
Переходим на сухой язык цифр, которые взяты в основном оттуда – из Киева и его стран-покровителей.
Для Киева всё очень плохо
По явно приукрашенным данным Киевской школы экономики и по ситуации на ноябрь месяц, украинская экономика по итогам нынешнего года уменьшится на 35% (называют цифру и 50%). Сумма прямых убытков, нанесённых гражданской и военной инфраструктурам, составляет не менее 115 миллиардов долларов. Косвенные потери (это данные за октябрь) – 128,8 миллиарда долларов. Уничтожено или повреждено более 400 промышленных предприятий, свыше 1100 культурных, спортивных и туристических объектов, порядка 131 тысячи жилых домов.
За время конфликта страна потеряла 40% металлургии, часть портов и 40% урожая. Если в прошлом году на Украине было собрано 105 миллионов тонн зерновых, в году нынешнем – 65 миллионов тонн. В бюджете на 2023 год больше половины расходов приходится на внешние заимствования – способность самостоятельно обслуживать свои долги Украина потеряла ещё в августе. В правительстве Украины ожидают, что по итогам года дефицит бюджета составит рекордные 50 миллиардов долларов – это почти 35% ВВП прошлого года.
Общий ущерб, нанесённый инфраструктуре и жилью, согласно Всемирному банку, оценивается в 97,4 миллиарда долларов, убытки от закрытия бизнеса – 252 миллиарда долларов. Кроме того, как писала The Washington Post, благодаря СВО Украина потеряла доступ к полезным ископаемым на 12,4 триллиона долларов. Речь идёт о 63% залежей угля, 11% месторождений нефти, 20% месторождений газа, 42% залежей металлов и 33% месторождений редкоземельных элементов.
Особенно сильно пострадали, по данным украинской печати, такие сферы экономики, как строительство, машиностроение и туризм. Размер ущерба варьируется от 84% до 50%. С потерей Мариуполя Украина лишилась металлургических заводов, которые производили толстый прокат, используемый в строительстве, тяжёлом машиностроении и производстве военной техники. На Украине больше не производятся железнодорожные рельсы.
Свыше 400 тысяч украинцев, по официальным данным, получили с 24 февраля статус безработных. Из-за отсутствия средств социальные выплаты на Украине взяли на себя западные страны. Падение экономики привело к потере 6 миллионов рабочих мест, что составляет 32% рынка труда страны. Стремительно растут потребительские цены. К концу 2022 года уровень инфляции достигнет 30%, сокращается предложение товаров и услуг. Украина официально получила от своих спонсоров 17,5 миллиарда долларов – примерно половина обещанной в 2022 году суммы, которой ей всё равно недостаточно, кроме удовлетворения самых базовых потребностей и покрытия текущих расходов.
Это как минимум на порядок меньше того, что Киеву нужно даже не для "победы" и восстановления экономики, а просто для её функционирования – выплаты зарплат бюджетникам и пенсий, поддержания работоспособности городской инфраструктуры и проч. Финансовый голод приведёт к тому, что в Киеве включат печатный станок и высокая инфляция превратится в гиперинфляцию.
Страну уже покинули не менее 7 миллионов беженцев. Называются и большие цифры, например, 10 миллионов. Предполагается, что число беглецов будет быстро расти по мере прихода зимы. Но и сейчас налицо демографическая катастрофа: в течение менее года население Украины сократилось до 20 миллионов человек – примерно на треть.
Когда наступит конец, решает Россия
Украинская энергетическая сеть лишилась части потенциала и близка к полной катастрофе, и только от России зависит, когда она произойдёт. Благодаря ракетным ударам и действиям беспилотников Москва может отключить в любой момент системы отопления и водоснабжения в украинских городах, парализовать железнодорожное сообщение в стране, что резко снизит возможности манёвра украинской армии, создаст продовольственный кризис и гуманитарную катастрофу. Всё это может произойти уже в ближайшие недели и месяцы.
Ещё до начала массированных ударов по этим объектам по итогам второго квартала 2022 года ВВП Украины упал на 37%. Топливо с февраля подорожало на 40–50% из-за разрушения инфраструктуры и усложнения логистики. К концу года предсказывают его 100-процентное удорожание. Одновременно растут налоги, а золотовалютных резервов без западной финансовой помощи стране хватит где-то на месяц. Главный источник бюджетных доходов – кредиты и дотации западных стран и международных организаций, которые полностью не покрывают бюджетный дефицит.
По словам министра финансов Сергея Марченко, каждый месяц Запад должен давать Украине около пяти миллиардов долларов для стабилизации бюджета. А советник президента Владимира Зеленского по экономическим вопросам Олег Устенко считает, что к концу 2022-го эта сумма увеличится до девяти миллиардов. На военные нужды уходит 36% бюджета страны, до начала СВО – 6,6%. Всё остальное финансируется по остаточному принципу, а тут и "генерал Мороз" подоспел.
Впереди очень тяжёлая зима. Очень тяжёлая. Когда проблема будет даже не в деньгах. В деньгах она будет, сама собой. Проблема будет чисто в физических процессах по отоплению, по электричеству. Экономика будет разрушена полностью, это понятно,
– признал в телефонном разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом бывший глава МВД Украины Арсен Аваков, остающийся одним из её ведущих политиков. Очень кисло звучал этот решительный человек, ясно видящий ожидающую страну экономическую катастрофу. При этом Аваков посетовал, что американцы сократили поставки оружия, а на Украине по-прежнему процветает коррупция.
На что надеется Украина?
Россия, таким образом, может в любой момент закрыть черноморские порты Украины для вывоза зерна, уничтожить энергосистему Украины, лишить доходов от транспортировки газа, парализовать её транспортную систему. Это вопрос политической воли, суверенного решения России. Украина же надеется как-то выкрутиться, полагаясь на чужие решения. Например, получить в своё распоряжение (какая большая наивность) замороженные Западом русские активы, хотя подвижек в этом вопросе нет. Кто-то верит в с помпой объявленный Западом "План Маршалла для Украины", за которым реально ничего не стоит.
В Киеве даже придумали занебесную цифру в 750 миллиардов долларов, во что якобы обойдётся восстановление национальной экономики. В то время как согласно чуть менее фантастическим подсчётам Еврокомиссии, на это требуется 523 миллиарда. Эта сумма, впрочем, уже пересмотрена. На Международной экспертной конференции по вопросам восстановления и реконструкции Украины канцлер ФРГ Олаф Шольц и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, сославшись на Всемирный банк, заявили о 350 миллиардах евро, оценив уже в эту сумму ущерб от военных действий.
В действительности же Украина получает исключительно на текущие расходы более чем в десять раз меньшую сумму в год, пока готова проливать свою кровь в безнадёжной, уже проигранной Киевом войне с Россией. Это делается, чтобы поддерживать на плаву нынешний украинский режим, в надежде, что Россия дрогнет и не добьёт своего антипода. Чтобы затем сделать Украину экономической и политической колонией Запада, плацдармом для дальнейшего наступления на Россию.
Большой уверенности в том, что это получится, у Запада нет, поэтому Киеву и дают деньги только на сейчас и строго по назначению, чтобы страна не объявила дефолт и не вылетела в трубу. Действовать иначе – значит идти на неоправданный риск потерять впустую немалые деньги и ресурсы, которые так нужны сейчас самому Западу.
Что с того?
По факту получается, что экономика Украины перешла "красную линию", за которой никакие финансовые вливания, хоть триллионы долларов, её уже не спасут, ибо она не может существовать исключительно на "искусственном дыхании". Запад таким образом отодвигает неминуемый коллапс Украины, пытается растянуть по времени её агонию, в надежде, что Россия дрогнет, чтобы полностью затем завладеть надорвавшейся Украиной. Это в идеале. А так в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, может быть, даже в Берлине понимают, что шансов забрать у России Украину, когда Москва, наконец, сказала твёрдое нет, очень мало.
Поэтому нужно попробовать успеть вывезти из неё самое ценное и передать затем русским её руины, чтобы заставить Москву раскошелиться на её восстановление, связать тоже небезграничные русские ресурсы, подкинуть лишние политические проблемы. Украина в виде руины будет не нужна самому Западу. Разве что поляки, венгры и румыны захотят присоединить себе части Западной Украины, которыми некогда обладали и где имеют соплеменников и сторонников, что русских вполне устраивает.
Британия ликвидировала свою колониальную империю, когда расходы по её содержанию стали перекрывать доходы.
Так же Запад поступит и по отношению к Украине: никакой благотворительности не будет.
Поднимать её придётся России, потому что это наша земля.
Сергей Латышев
Свежие комментарии