На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...
  • Лариса Воронина
    Все абсолютно правильно....Огромное спасибо!Потрясающая цитат...

Захватывающие прорицания писателей

page

Чем же являются удивительные прозрения писателей, странным образом описывающих детали далекого будущего? Если отбросить мистику, то на помощь может прийти… современная физика. В современной научной картине мира он «воплощен» в каждый момент от рождения в Большом взрыве до смерти в Большом хлопке или разрыве.

Ну, а раз будущее существует, то из него в прошлое могут попадать какие-то информационные посылки. Вот только прочитать их могут далеко не все, а «настроенные на волну» писатели-фантасты.

В.И. Крыжановская-Рочестер сумела заглянуть в будущее. «Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии… Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею человеком», − так М. Спасовский в своих «Литературных заметках» писал об одной из самых загадочных фигур среди писателей-фантастов, предсказавших черты грядущего, медиуме-спиритуалисте Вере Крыжановской-Рочестер.

С начала 80-х годов позапрошлого века Вера Ивановна медитировала на спиритических сеансах и писала исторические романы. Уже первые книги Крыжановской наполнены оккультным и фантастическим содержанием. Писательница-медиум увлеклась теософией Е.П. Блаватской, которая стала ее кумиром. Идея Елены Петровны «погрузиться в мир прошлого, чтобы постичь будущее» лежит в основе историко-оккультных романов Крыжановской «Фараон Мернефта», «Царица Хатасу», «Сим победиши», «Месть еврея».

Другая серия книг Крыжановской вошла в «оккультно-космологический цикл». Все свои произведения она писала на французском языке, утверждая, что ее пером водит дух графа Рочестера − английского поэта Джона Уилмота (1647-1680 годы).

Основная тема пророчеств Крыжановской − вселенская борьба темных и светлых сил, «космизм» человека, тайны времени и материи. Описывая грядущее, она часто использовала реинкарнацию соще
ния героев.

Особенно интересна пенталогия «Маги», рассказывающая о бессмертной касте сверхсуществ, свободно странствующих во времени и пространстве. Тут можно встретить и телепортацию материальных тел, и прогресс отсталых цивилизаций. В итоге магическая раса покидает гибнущую Землю и на космических кораблях отправляется к новой планете. Там человечество прозябает в первобытном состоянии, и земляне под руководством магов создают новую цивилизацию.

Конечно, многое в романах Крыжановской выглядит наивным, но ее утопии и антиутопии дают повод о многом задуматься. Е.И. Рерих отмечала: «Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия “Маги” несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы».

За 30 лет творчества В.И. Крыжановская создала более 80 крупных произведений, среди которых выделяются утопии «На соседней планете» и «В ином мире». Здесь мы видим странное будущее кастовых государств, очень напоминающее современные «космические оперы».
Объясняя пророческий дар писательницы, многие рассматривали ее как пишущего медиума, а Михаил Булгаков даже использовал некоторые сюжетные линии в своем романе «Мастер и Маргарита».

clip_image014

Жюль Верн делал в своих романах удивительные прогнозы

В апреле 1863 года издатель Пьер-Жюль Этцель нанес чувствительную душевную травму начинающему писателю Жюлю Верну, дебютировавшему своим первым романом «путешествий и приключений» «Пять недель на воздушном шаре».

− Это совершенно несуразные прогнозы на волнах крайнего пессимизма, – возмущался маститый редактор романом «Париж в ХХ веке». − Я ожидал от вас гораздо большего…

Связанный кабальным контрактом Верн лихорадочно окунулся в работу, не вспоминая о неудачном опыте футуристических прогнозов.
После смерти писателя в 1905 году его архив неизданных произведений затерялся у родственников. Прошло без малого столетие, и праправнук великого писателя случайно натолкнулся на неизвестную рукопись с инициалами JV − Жюль Верн.

Столетие назад французский писатель считался непререкаемым авторитетом в «моделировании» будущего. Он предсказал подводные скафандры, многовинтовые геликоптеры, автоматическое оружие, электротранспорт, гигантские субмарины, телевизоры, видеофоны и многое другое.

Подобную прозорливость можно объяснить лишь широким кругозором и образованностью. Романист ежедневно просматривал множество научных и научно-популярных изданий, разыскивая самые невероятные изобретения и открытия. Тем не менее, встречаются у Жюля Верна и пионерские инновации. Это разрушение материалов электрическими разрядами, гидравлические и пневматические усилители рулей, ударопрочное стекло и хирургические трансплантации. Поразительно, но в каютах знаменитого «Наутилуса» встречаются газоразрядные светильники, которые лишь через 30 лет после написания романа создал великий изобретатель Никола Тесла. Еще более загадочны аппараты химической регенерации воздуха в «космическом снаряде» и сверхпроводящее состояние вещества, ставшее через несколько лет самым неожиданным открытием века.

Со временем все привыкли к проницательности фантаста, но феноменальные прогнозы из «Парижа в ХХ веке» снова окутали творчество Верна мистическим туманом.

Захватывающие прорицания

Герои романа Жюля Верна передвигаются по Парижу конца 60-х годов прошлого века на экипажах, «работающих по принципу расширения воздуха за счет сгорания газа», и электрических поездах метро. Гигантские уличные «электрические канделябры» подсвечивают многометровую рекламу на многоэтажных зданиях из стекла и металла. На почтах работают ксероксы: «машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам», а также факсы: «фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье».

Телефонные линии связывают все крупные и мелкие города, и, «чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды». Встречается даже некоторый прообраз архаичного компьютера.
А над городом возвышается колоссальная ажурная башня, которую в реальности спроектирует и построит Гюстав Эйфель только через полстолетия…

clip_image015

…кают-компания подводной лодки «Наутилус»

clip_image016

Машинное отделение и…

Атомная бомба Уэллса

Столетие назад вышел один из самых удивительных романов великого писателя и мечтателя Герберта Уэллса – антиутопия «Освобожденный мир». В ней описана ужасная война середины ХХ века с использованием «атомных бомб непрерывного действия».
И тут надо вспомнить еще одно замечательное произведение Уэллса − «Первые люди на Луне», − вышедшее в 1901 году. В заключительной части романа два главных героя – Бедфорд и Кейвор − после путешествия на Луну, где Кейвор становится пленником похожих на муравьев селенитов, устанавливают межпланетную радиосвязь.

Выдающийся изобретатель Никола Тесла как раз в это время вел патентные войны с итальянским предпринимателем Гульельмо Маркони. К тому же на него обрушились звонки, письма и телеграммы от заинтригованных читателей, просивших рассказать о межпланетной радиосвязи. Считая, что околонаучная общественность будет в очередной раз введена в глубокое заблуждение, Тесла написал мистеру Уэллсу обширное послание, в котором подробно обрисовал положение с приоритетами и реальным вкладом в открытие радио- и телеуправляемых систем его патентов.

Вскоре Тесла получил ответ от великого романиста, полный извинений за допущенные смысловые ошибки, к сожалению (и это Тесла прекрасно понимал с самого начала), писатель не мог изменить текст, продав права на рукопись одному известному издательству, получив гонорар и уже полностью истратив его (образчик чисто английского юмора). В знак примирения он просил проконсультировать его по «атомным вопросам» для его следующего фантастического романа.

Изобретатель с учтивостью принял извинения великого романиста и порекомендовал для первичного знакомства с предметом ознакомиться с замечательной популяризацией мистера Содди «Радий и его разгадка».
Так у писателя родилась идея, что среди искусственно созданных человеком радиоактивных изотопов некоторые будут обладать огромной взрывной силой. Когда Уэллс поделился своими мыслями с Теслой, тот направил писателю вымышленное патентное описание «атомной бомбы непрерывного действия».

Кроме необычных технических подробностей, временами действительно напоминающих содержание некоего фантастического патента, идеи великого изобретателя оставили еще один след в романе. Тут надо вспомнить, что еще в самом начале ХХ века Тесла выдвинул поразительную технократическую доктрину «принуждения к миру». Согласно идеям изобретателя, любая страна могла бы направить потоки энергии на враждебные армии, что создавало своеобразный «баланс мирных намерений». У Уэллса подобные мысли звучат очень похоже и намного, чуть ли не на полстолетия, опережают свое время: «перманентный атомный заряд» должен быть ключевым элементом в «тактике перманентного сдерживания мировых войн в границах паритета атомных бомб».

 

Олег ФАЙГ 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх