Давным-давно, еще при советской власти в 80-х, мне рассказали друзья из «финской» параллели в родной 17-й школе шутку: что такое Финляндия? Ответом было: это отколовшийся от Российской империи после революции кусочек здравого смысла. В те времена такие «шутки» не сильно приветствовались и рассказывались вполголоса, несмотря на «перестройку», однако такое шутливое определение запомнилось.
Уже потом я осознал — оно вызвало бы недоумение и даже смех в самой Финляндии. Еще в начале 1920-х, сразу после «откола», Финляндия была страной очень и очень бедной, и даже в 1930-е годы это была глубоко аграрная страна. Подавляющее большинство финнов жили в бедности и не имели постоянных источников дохода. Со временем ситуация начала меняться и в первую очередь потому, что финны научились в целом системно и грамотно управлять собственной страной.Памятник Александру II в Хельсинки. Фото из личного архива Алексея Раумо
Сила в просвещении
Конечно, учились финны не с нуля: общественное устройство молодого финского государства опиралось на реформы Александра II, которые были проведены по всей Российской империи в 1860-1870-х годах. Для Финляндии эти реформы имели большое значение, как, впрочем, и в целом правление Александра II. Благодарные финны поставили на Сенатской площади Хельсинки памятник российскому императору.
Когда в России речь заходит о реформах Александра II, все сразу вспоминают отмену крепостного права, а в Финляндии эта реформа прошла мимо: крепостных не было. Но земская реформа 1864 года стала для Финляндии очень важной: благодаря ей в Финляндии формируются местные сообщества, которые генерируют самоуправление.
Еще одной новацией Александра II, последствия которой видны и поныне, была школьная реформа. До середины XIX века всё образование в Финляндии велось на шведском языке, однако после реформы Александра II повсеместно появились народные школы, и там преподавали на финском. Эта реформа школ совпала с этапом развития национального финского самосознания и стала его важной частью. Юхан Вильгельм Снелльман, философ и государственный деятель Финляндии XIX века, создатель Финляндского банка и финской национальной валюты, заявил тогда: «Сила нашей нации не в вооружении, а в просвещении».
Эти две важные реформы — земская и школьная — оказали огромное влияние на формирование Финляндии как самостоятельного государства.
Финнам удалось максимально развить заложенную при Александре II модель и сохранить ее, несмотря на все испытания XX века.
Прагматизм, опыт и конструктивная дискуссия
Подход финнов к решению приоритетных вопросов опирается на преодоление различий между государственными, общественными и личными интересами: ведь если поставить одни выше других, начнется серьезное социальное неравенство, с которым Финляндия старается бороться и пока справляется, хотя неизбежные глобальные вызовы нарастают на глазах.
Основная отличительная особенность Финляндии заключается в том, что в основе финского общества находится самостоятельная и сознательная деятельность граждан, а также их прагматизм и использование реальных и проверенных фактов и жизненного опыта. Жителям Карелии стоит присмотреться к этой практике повнимательнее.
В последнее время есть ощущение, что общественная дискуссия в Карелии, в частности, в социальных сетях и на страницах медиаресурсов в интернете, часто ведется на повышенных тонах, с искажением очевидных фактов и не несет достаточного позитивного посыла и конструктива, у некоторых участников присутствует определенное стремление к конфронтации и обострению ситуации. Такие тенденции можно и нужно переломить, стараться исповедовать здравый прагматизм, ощутить общность целей и важность приоритетов, начать внутреннюю и конструктивную коммуникацию. Здравый смысл должен возобладать во всем, это очевидно, других вариантов просто нет, при этом любую продуктивную дискуссию в пользу дела нужно только приветствовать. Следует четко понимать, что нужно самим разбираться в своих проблемах спокойно, эволюционно и компромиссно, оперировать только фактами и не забывать про реалии. Любую маниловщину и словарный запас дамы, обменявшей стул на ситечко, стоит в таких дискуссиях забыть навсегда.
Несмотря на то, что плотность населения в Финляндии невысока, и несмотря на легендарную финскую сдержанность и «дистанцию», люди не живут разобщенно. Финны объединяются в различные сообщества с друзьями, знакомыми, соседями, коллегами и единомышленниками. Финны в массе своей помогают друг другу, приводят вместе в порядок дворовые территории, организуют совместные мероприятия, субботники, походы, демонстрации и марши, собирают деньги на благотворительность и даже на ремонт дорог, ходят вместе в сауну.
Население Финляндии почти такое же, как в Санкт-Петербурге: пять с половиной миллионов человек, а в финских общественных организациях суммарно около 20 миллионов членов: почти 75% финнов являются членами различных объединений и всего около 30% из них имеют членство в одной организации, а подавляющее большинство состоит в двух, трех и даже в пяти различных обществах. Автор и сам состоял и состоит в десятке разных общественных организаций на протяжении десятилетий: где простым членом, где в правлении, а кое-где и председателем. Везде, конечно, нужно участвовать с определенной отдачей, это приветствуется и поощряется — иногда просто рукопожатием, а иногда и чем-то более существенным. Дилетантов и клоунов финны тоже могут послушать и даже иногда посмеяться, люди все разные, однако совсем не факт, что их инициативы пройдут обсуждение социума.
Алексей Раумо в качестве председателя профсоюзной организации инспекторского управления встретился в парламенте Финляндии с депутатом Яаной Пелконен. Фото из личного архива автора
Как общественные решения становятся государственными?
Важный вопрос в этом контексте, безусловно, состоит в следующем: как общественные решения становятся государственными?
Общественные организации передают свои предложения и в письменном виде, и через СМИ, и даже по радио. После этого соответствующие ведомственные институты начинают проработку и исследование по всем перспективам и рискам, связанным с внедрением такой общественной инициативы. Подобный подход в Финляндии стараются применить к любым инновациям, иногда не кажущимся особенно серьезными.
Приведу простой пример. В 90-х годах в Финляндии появился новый массовый вид народной физкультуры — ходьба с палками. В России ее называют скандинавской ходьбой, я бы называл ходьбой финской, ведь ее финны и придумали.
Скандинавская ходьба. Фото: «Республика» / Любовь Козлова
Как же ходьба стала всенародной и массовой? Одна из крупнейших общественных организаций в области физкультуры и спорта Suomen latu («Финская лыжня» ) и стала инициатором общественного движения любителей ходьбы с палками.
Далее Институт физической культуры и спорта имени Кекконена (президент Финляндии с 1956-го по 1981-й год, в молодости легкоатлет) в течение многих лет проводил исследования. После этого институт рекомендовал этот вид физической активности в качестве реабилитационного и оздоровительно-спортивного тренинга на каждый день.
Потом уже парламент Финляндии не просто рассмотрел и заслушал отчеты и рекомендации института — была создана специальная группа из депутатов парламента, она персонально и занялась системной ходьбой с палками.
Подключились, конечно же, и фирмы, производящие палки и аксессуары для ходьбы.
Потом и люди вышли массово на улицы, и вот я вижу в центре Хельсинки людей с «лыжными» палками лет 20 или более тому назад. Потом появились пешеходные дорожки. Университеты и институты начали готовить специалистов. По всей стране начался активный спрос на здоровый образ жизни, так как, в отличие от лыж, ходить с палками можно и нужно в любое время года и в любом возрасте.
Вот только один пример принятия коллективного решения на государственном уровне.
Пять китов социальной сферы Финляндии
Хотел бы рассказать вкратце о пяти основных направлениях деятельности в социальной сфере в Финляндии.
Первое и главное — обеспечение базовых жизненных потребностей человека. Этим занимается Ведомство народных пенсий (КЕЛА), которое обеспечивает всем без исключения гражданам Финляндии и легально проживающим в Финляндии иностранцам социальную поддержку, предоставляя пособия или пенсии.
Второе направление — это политика занятости. При капитализме люди время от времени остаются без работы, и это понятно, есть, конечно, социальная несправедливость и в Финляндии, пусть и не такая разительная, как в других странах, это естественно. Финская политика занятости реагирует на все эти вызовы по мере сил, впрочем, не всегда эффективно. В Финляндии очень серьезной проблемой является «долгосрочная» безработица. Под этим подразумеваются так называемые длительно безработные, трудоустройство которых маловероятно, а таковых в Финляндии насчитывается уже около 165 тысяч. В Финляндии, как и во всем мире, исчезают рабочие места, не требующие особой квалификации. Если в 1987 году на рабочем рынке Финляндии было занято 450 000 мужчин и 420 000 женщин без образования, то сейчас этот показатель составляет 160 000 мужчин и 80 000 женщин, соответственно, число неквалифицированных работников уменьшилось на 630 000 человек. Это очень серьезный вызов для общества и сейчас, и в будущем, причем не только в Финляндии.
Хельсинки. Вид на Сенатскую площадь. Фото из личного архива Алексея Раумо
Интересно, что именно местные органы самоуправления, то есть муниципальные организации, предоставляют разнообразные услуги населению, которое нуждается в трудоустройстве. Это и трудовые мастерские для взрослых и молодежи, и предоставление работы в коммунальных учреждениях, и содействие в трудоустройстве в компании и на предприятиях, которые работают в рамках соглашений с местным советом депутатов. Для этих целей у муниципальных советов есть свой денежный фонд и соответствующая программа. Логичен ли такой подход и применим ли этот опыт, например, в Карелии? Думаю, что вполне: ведь на местах, непосредственно в тех городах и поселках, где проживает нуждающийся в работе житель, наверное, виднее?
Здесь необходимо желание вникать в потребности людей непосредственно на местах, для этого и существуют муниципальные органы управления, их первостепенная задача — быть ближе к людям, понимать их и налаживать максимальное взаимодействие с ними. Об этом на последней прямой линии, которую освещали и финские СМИ, говорил президент России Владимир Путин, и не просто говорил, а сам работал по факту за этих местных руководителей. Мои финские коллеги с удивлялись: как у российского руководителя такого уровня хватает и времени, и терпения на решение прямых задач мэрии далекого сибирского городка или приморской школы?
Нужно признать: в Карелии за последнее время сделаны здесь значительные шаги, местная власть становится ближе к людям. Самый наглядный пример — это столица республики, где новый мэр города Владимир Любарский начал свою деятельность с очень правильных шагов: открыл деятельность городской администрации для горожан, лично активно участвует в коммуникации с жителями города в социальных сетях, присутствует на всех мало-мальски значимых мероприятиях в городе. Такой подход можно только приветствовать, а этот опыт столицы республики — всемерно распространять.
Владимир Любарский с руководителем морского центра «Полярный Одиссей» . Фото: «Республика»/Лилия Кончакова
Следующее направление — жилищная политика. В Финляндии, в теории, нельзя жить в ветхом доме, таков закон.
Нельзя, чтобы в доме были сырые подвалы, потому что появляется плесень. Все здания, в которых была обнаружена плесень, подлежат сносу или капитальному ремонту, чтобы плесень больше никогда не появилась. Нужно честно признать, что таких домов много, это связано с ошибками при строительстве и несоблюдением строительных стандартов, это опять же издержки глобализации и капиталистического общества.
Вспомним на секунду квинтэссенцию «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Сложно не согласиться с выводами великого философа и экономиста, еще сложнее что-либо противопоставить этому порядку вещей. Строительные магнаты по всему миру — живое подтверждение этих выводов, и Финляндия тоже не исключение.
Следующее — здравоохранение, ведь медицина и социальная политика тесно переплетены. Согласно Конституции Финляндии, государство обязано обеспечить каждого гражданина необходимой социальной и медицинской помощью и содействовать укреплению здоровья населения. Это тоже закон. Понятно, что система работает так: население платит государству очень высокие налоги, социальные и прочие взносы, а государство и местные бюджеты расходуют эти средства на обеспечение населения всеми необходимыми услугами, в том числе и в области здравоохранения. О налогах в Финляндии и в других местах и об эффективности их использования мы поговорим позднее более подробно.
В Финляндии, как и во всей Европе, стареющее население, и очень большое значение приобретают социально-оздоровительные услуги. Здесь Суоми также оказалась впереди многих. В стране в последние десятилетия открылось большое количество домов ухода за престарелыми и пожилыми людьми, и их количество постоянно растет.
Социум Финляндии, местные сообщества и движения активны, и они системно и ежедневно включены в решение злободневных и важных вопросов жизни: от материнского пакета и отпуска по уходу за ребенком для отца до сухой уборной и мостков для стирки белья. Словом, социальная политика Финляндии — это в целом политика здравого смысла. Есть финская поговорка, звучащая так: «Катящийся по земле камень мхом не покрывается» — аналог русской «Под лежачий камень вода не течет».
Разница, однако, есть. В подходе. Как правильно заметил на недавнем совещании по проблемам развития Сегежского района глава Карелии Артур Парфенчиков: «Кое-кому надо менять идеологию». Разговор, если мне не изменяет память, шел о фермере, его продукции и возможностях фермера продать эту продукцию без препон и преград. Причем посыл был стратегическим: мы для людей, а не наоборот.
Считаю, что глава принципиально прав: смысл существования любого работающего за деньги граждан управленца от муниципального служащего до министра — внимательно слушать и слышать людей и работать в их интересах. Причем буквально.
По-другому больше не получится.
автор:
Свежие комментарии