На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Аскольд Леон
    Ваш комментарий написан в отношении данной статьи? В ней написано не критиковать, а вы советуете наоборот, критиковат...Кто нас критикует...
  • Ольга Гулагина (Шавкунова)
    Не нужны!!Я считаю, что теп...
  • ольга
    Это мужчинам на западе свобода. Нужно помогать с внуками,родители, начинают болеть, через какое-то время и сам уже по...Потрясающая цитат...

Что такое йога на самом деле

Что же такое йога на самом деле?

Обычно все пространные рассуждения начинаются со слов "не буду ходить вокруг да около". Не буду поддерживать традицию и рассуждать "о...". Поэтому с места в карьер: основополагающим трактатом о йоге считается труд Патанджали (а именно, так называемая, "Йога Сутра"). В котором очень лаконичными фразами даются прямые инструкции что делать.

Причем, об асанах (странных позах, образ которых в сознании нынешнего обывателя и возникает при слове йога) там нет ни слова.

Асаны описываются в Хатха йога парадипике. А основу аштанга йоги - йоги восьми ступеней составляют более широкие понятия:

1. Яма - процесс регулировки или наладки: отказ от "делания" плохого

2. Нияма - выправление: дисциплина или "делание хорошего"

3. Асана - обретение устойчивости и легкости

4. Пранаяма - контроль над пульсациями

5. Пратьяхара - контроль над чувствами: практика погружения или обращение потока внимания из вне вовнутрь

6. Дхарана - практика концентрации: управление сосредоточением

7. Дхьяна - медитация (не путайте с афирмацией)

8. Самадхи - практика слияния, осознание единства наблюдаемого и наблюдателя. 

Вот эти инструкции и составляют суть йоги. Это путь (а проще говоря - способ) познания самого себя, и через познание себя - познание всего сущего. Именно принцип слияния и есть секрет йоги, ключ ,и в то же самое время он и есть тот замок, который защищает от досужих любознателей, воинствующих ученых и религиозных деятелей, и всех жаждущих поставить себе на службу таинственные сидхи (паранормальные возможности). Слово, переведенное как ступени, вводит в заблуждение линейно мыслящих искателей. В голове сразу возникает образ такой абстрактной лестницы в небо.

Наша ступенчатая система образования добавляет иллюзии, что честно освоив одну за другой ступеньки мы неуклонно прийдем к такой манящей нирване и слившись со светом заслужим вечный покой и блаженство. 

Разочарую вас: 

Разочарование первое: Самадхи - это не конец пути, это его начало. А все тяготы, которые вы пройдете, чтобы к нему прийти, это лишь подготовка, тренировка духа и проверка твердости вашего намерения. 

Разочарование второе: для тех кто готов пуститься во все тяжкие ради приобретения сверхвозможностей дабы возвыситься над простыми смертными - замок, охраняющий их от недостойных и ключ от замка по сути есть одно и то же: обрести эти способности может лишь достойный, а достоин их лишь тот, кто способен от них отказаться, кого не волнует больше понятие превосходства. 

Разочарование третье: для приверженцев теории всеобщей любви, добра и света - мудрость не гуманна, под понятием всеобщей любви кроется понятие единства, и намеренного созидания, а не рая на земле. То, что в яме подается как этическо-моральный кодекс, на самом деле инструкция по безопасности, поскольку мы все едины на тонком плане, и враждебность к другому то же, что пожелание смерти самому себе. Йоги не приносят себя в жертву кому-либо, они растят себя на благо всех. И манипуляции на эту тему сродни тому во что любая религия превращает истинную веру. 

Все 8 ступеней йоги должны практиковаться одновременно. И для этих целей гораздо удобнее представить модель закручивающейся в точку спирали с каждым витком которой, вы погружаетесь в практику все глубже и глубже, на каждом витке повторяя все ступени с все большим пониманием и осознанием погружаясь в истину, и отбрасывая как шелуху все лишнее, что мешало увидеть ее в кристальной чистоте и ясности. 

Отработать какую-либо из ступеней и забыть о ней, чтобы идти дальше не получится, обойти или избежать без последствий - тоже. Без практики асан, ваше тело не сможет подготовиться к пранаяме, без овладения эмоциями, вы не сможете удержать медитацию, не придавая значения яме и нияме попадетесь в ловушки собственного или чужого эго и огребете массу неприятных последствий. Система обеспечивает себя сама, и следующий виток открывается только тогда,когда вы к этому готовы.

НО! Не пытайтесь сами форсировать события и "взять высоту" сверхусилием (читай насилием над собой). Йога - это не работа воли, это работа состояния "let it be" (позволь этому быть). А воля нужна чтобы приходить к этому состоянию сначала каждый день (потому что сон обнуляет все что было достигнуто), затем поддерживать это состояние как можно дольше, и в итоге прийти к жизни в осознании - присутствии в каждом моменте "здесь и сейчас". Отсюда логически вытекает и следующий вывод: поскольку все мы изначально разные, то йога у каждого будет своя. Даже набор и последовательность асан, я уже не говорю о пранаяме, которая в принципе зависит от персонифицированных биоритмов.

Исходя из вышеизложенного, весьма сомнительным представляется занятие йогой в фитнес клубах. Древние предупреждали: когда учение станет достоянием многих - оно потеряет свою силу. И если вы решили идти по этому пути, знайте, посещение йога-класса три раза в неделю - это не практика йоги. Я отнюдь не призываю к самостоятельному изучению асан (дело это опасное и неоправданное), но перекладывать вашу ответственность за практику на инструктора бесполезно. 

Инструктор сам должен взять на себя ответственность: не запихивать всех в прокрустово ложе своего видения, а помочь вам найти свой собственный путь. Об остальных семи ступенях редко кто из инструкторов упоминает, а может даже знает. А они просто необходимы для того, чтобы те же асаны работали как йога, а не как гимнастика. Упорство в отстраивании асаны, иногда переходящее за разумные пределы и приводящее к травмам совершенно неоправданно и дискредитирует саму йогу.

Упорство в достижении правильного положения тела - вот во что надо упираться. А достигается оно не насильным выворачиванием коленей или перенапряжением, а внутренней работой и постоянным повторением. Не нужно превосходить собственный предел. Нужно сам предел отодвинуть.

И помните, каков бы ни был Учитель, он не сделает вашу работу за вас. И если вы решили заняться йогой, задайте себе труд узнать в чем ее суть. А еще узнайте, что условиями вашего продвижения на этом пути являются невраждебность (ахимса), искренность (сатья), нежелание обладания чужим (астея), воздержание (брахмачарья), непривязанность ( апариграха). Это все называется Яма.А условиями вашего Успешного продвижения являются чистота (шауча), причем во всех смыслах этого слова, включая невредительство себе (пищей, мыслями, эмоциями, действиями); удовлетворенность (сантоша); дисциплина (тапас); молитва (свадьяя) или мантра, суть не в форме, а в обращении к высшему; независимость от результата, посвящение своих действий богу (ишварапранидхана).....а это называется Нияма. 

И почему же все молчат об этом?Всем идущим - доброго пути. Всегда ваша, Ланатай. 

Картина дня

наверх