Насколько адекватно наше сознание может воспринимать тело, в котором «живет»? Может ли наш разум ошибаться относительно состояния своей физической оболочки и почему? Может ли оно воспринимать виртуальные воплощения в компьютерных играх за действительность и создавать для нас иллюзию реального присутствия в виртуальной реальности?
Эти вопросы, а также многие другие возникли у меня закономерно: довольно часто мне приходилось наблюдать воочию такое явление, как фантомные боли у людей, по каким-либо причинам лишившихся конечностей, причем зачастую боли бывали столь сильны, что для их облегчения требовался прием анаболиков. Но данное явление, как отмечается в литературных источниках, никогда не наблюдается у людей с врожденными дефектами. Это навело меня на простую мысль: сознание (душа, разум, деятельность ЦНС — как кому угодно) человека сохраняет память о наличии конечности, хотя ее уже нет, и само создает болевые ощущения, подтверждающие, что данная конечность все-таки еще является частью тела… Согласно результатам многих исследований в области нейрофизиологии, эти фантомные конечности ощущаются пациентом как живая часть тела и движутся координированно, в соответствии с движениями реальных конечностей и туловища. Подобные явления, а также их причины заинтересовали меня уже всерьез, и я задалась риторическим, на первый взгляд, вопросом: какова природа взаимодействия и взаимоотношений сознания с физическим телом, в котором оно «обитает»?
В первую очередь эксперименты, проводимые в этой лаборатории, были направлены на выяснение того, насколько же легко обмануть человеческое сознание по отношению к его собственному телу? Проверялось это достаточно простым способом: волонтер, согласившийся на роль подопытного объекта, садился перед исследователем за стол, на котором лежал муляж, имеющий форму человеческой кисти, но при этом не имел абсолютного сходства с кистью подопытного.
Резиновая кисть покоилась на столе и торчала из-под куска клеенки, которым была накрыта остальная часть руки — так, что «живая» кисть, расположенная на столе правее, была не видна. Для того чтобы обмануть мозг человека, потребовалось немного времени и очень простые манипуляции — причем совершенно без применения каких-либо высоких технологий или специального лабораторного оборудования. Сначала экспериментатор около минуты одновременно водил двумя кисточками по живым невидимым пальцам и по видимым пальцам муляжа, синхронно попадая по одним и тем же участкам. Потом он откладывал кисть и водил по обеим рукам просто собственными пальцами; в какой-то момент что-то переключалось в сознании испытуемого, и вдруг резиновая рука начинала восприниматься им как его собственная.
Две правые кисти совместились в одной голове — у волонтера возникло ощущение, что они обе принадлежат ему. В какой-то момент экспериментатор нажимал нажимал чуть сильнее, и подопытным явственно ощущалось, что «кожа» на муляже вдавливалась, хотя это было невозможно — муляж был совершенно жесткий. Под конец испытатель доставал простой кухонный нож и нацеливал острие между двумя суставами резиновой пясти, что вызывало вполне явственную панику волонтера, который проявлял типичную реакцию на угрозу физического насилия по отношению к части своего тела — пытался отдернуть «свою кисть». Неживой резиновый муляж не мог быть отдернут «силой мысли», но страх и стремление избежать контакта с ножом четко регистрировались: испытуемый демонстрировал соответствующие физиологические функции организма, характерные для состояния паники и испуга, — повышенное потоотделение, расширенные зрачки и учащенное сердцебиение.
Описанные выше иллюзии — это не просто цирковой трюк. Их возникновение объясняет, как мы смотрим на мир: не только глазами, но и с помощью всего остального тела. Или, по крайней мере, того, что наш разум на данный момент принимает за свое тело. А принять за собственное тело он может совсем другое! Звучит нереально?! Но и это было доказано еще одним простым, но захватывающим экспериментом, проведенным в той же лаборатории.
Волонтера укладывали на обычный диван и надевали на голову очки «для виртуальной реальности». Рядом, на таком же сером диване, лежала кукла длиной восемьдесят сантиметров; на уровне ее головы располагались две видеокамеры, смотрящие на ее ноги. Очки включались, и вместо своего тела волонтер видел то, что видела бы кукла: куклины ноги.
При помощи двух длинных реек с полосатыми цветными шариками на концах экспериментатор, находясь за пределами видимости подопытного, начал синхронно водить ими по живой, невидимой волонтеру его голени и по видимой ему через виртуальные очки голени куклы; через минуту перешел на ступни и пальцы ног. Поначалу ничего не происходило. Заскучав, волонтер начал осматривать помещение — специальный шарик маячил на периферии поля зрения; и вот в этот момент тельце в белых носках стало восприниматься им как его собственное! Буквально, человек, не подвергаясь воздействиям никаких психотропных или иных препаратов, стал воспринимать тело куклы за свое! Но не это самое удивительное. Самая неожиданная перемена произошла не с самим волонтером, а с окружающим миром, который он воспринимал, находясь «внутри» куклы: стулья, которые были хорошо видны в чудо-очки на заднем плане, стали резко больше. После «переселения разума» в тело куклы волонтер воспринимал окружающий его мир буквально с высоты ее роста!
Далее в куклино поле зрения волонтера помещался красный куб на веревочке. Испытуемый должен был показать руками его размер: оказалось, подопытный увеличивает его раза в полтора — при ширине куба в сорок сантиметров испытуемый развел руки на шестьдесят. «Переселение» подтверждено.
Наше мышление и восприятие мира действительно сильно «завязано» на тело. В качестве примера послужит любой простой психологический прием из «походного набора поклонника НЛП». И есть масса таких моментов, которые мы даже не замечаем, — например, если вы едете в машине или транспорте, сидя лицом по ходу движения, то ваши мысли непроизвольно будут устремляться в направлении будущего, и наоборот, сев спиной по ходу движения, вы скорее задумаетесь о прошлом. На таких особенностях мышления построен анализ тестов, направленных на психодиагностику.
И из всего описанного выше можно сделать очевидный вывод: разные части сознания объединяются самим существованием нашего физического тела в реальности. Без тела разум — предположим, что он способен существовать и воспринимать информацию автономно — не смог бы ориентироваться и оценивать окружающий его мир, не смог бы понять, в каком качестве, где и как он существует. Голова профессора Доуэля сошла бы с ума. Тело всю жизнь остается оплотом самоидентификации. Половой, возрастной, расовой... Тело служит нам не только «вывеской», но и рабочим инструментом нашего разума, определяя наше мироощущение.
Такие взаимоотношения тела и сознания уже являются основой привычных для нас вещей: например, компьютерная мышь. Кстати, профессор Эршон согласен: «Компьютерная мышь была таким же прорывом, потому что создает иллюзию, будто мы водим рукой в реальном пространстве и перетаскиваем там предметы».
Дальнейшие разработки в этой области все чаще привлекают современные исследования нейробиологов и психологов, стремясь создать наиболее приближенные к нашему восприятию виртуальные системы. Ведь что мы на сегодняшний день имеем для восприятия виртуальной реальности — плоский монитор, клавиатуру и мышь под рукой, в лучшем случае — сенсорный экран для управления… Но где в этой системе место для тела, которым привыкло манипулировать наше сознание? Насколько бы было легче нашему разуму воспринимать виртуальный мир, управлять им, если бы оно не тратило значительную часть своих ресурсов на адаптацию к неестественным «органам управления»! Любое изобретение, которое перенесет нас в виртуальный мир без насилия над нашим сознанием, позволит нам более адекватно и привычно — с помощью того же телесного мышления — существовать в этом мире. И благодаря современным разработкам нейробиологов уже сегодня идея о том, что сознание может «вселиться» в виртуальный аватар и управлять им, как своим телом, звучит не так уж фантастически.
Уже существуют интерфейсы для видеоигр со специальными очками типа Rift. Но на самом деле они ничего не дают: они не создают иллюзии переселения в виртуальную реальность, потому что не используют осязание, как это делает Эршон в своих опытах. Задача состоит в том, чтобы заставить наш разум поверить, что созданное виртуальное воплощение — это на самом деле его тело. И такие работы ведутся, так что следует надеяться, мы скоро сможем добиться реального существования в виртуальном мире. Уже создано виртуальное воплощение муляжа руки, который может восприниматься сознанием как часть его реального тела. Эту руку уже можно «вытягивать» вдоль тела и нельзя изгибать под неестественными углами — это моментально разрушает иллюзию. Следовательно, человек должен относиться к своему виртуальному воплощению, как и к своему реальному телу, управляя им по тем же естественным законам, которые действуют в отношении реального физического тела. Получается, уже не за горами следующий шаг в этих исследованиях — создание полноценных аватар, «переселяясь» в которых, мы будем жить в виртуальной реальности, воспринимая ее во всех оттенках ощущений, но только если они соответствуют нашему реальному опыту жизни.
Текст: Анастасия Бережная
Свежие комментарии