Зимний дворец в Петербурге – грандиозный памятник барокко. Но его облик мог быть совсем другим. То, что мы видим сегодня это спешно и тщательно восстановленная копия. Во время страшного пожара 1837 года Зимний сгорел дотла… Тогда был предложен план реконструкции со 100-метровым готическим шпилем! Проект был сродни знаменитым сегодня зданиям парламентов в Лондоне и Будапеште, которые тогда ещё даже не построили.
История строительства
Зимний дворец, современный вид. Фото: Википедия
Первый Зимний дом для Петра I на месте будущего дворца был сооружен ещё в 1711 году. Это было двухэтажное здание с черепичной крышей. Монументальный Зимний дворец был воздвигнут 1754-1762 годах по заказу Елизаветы Петровны. Императрица скончалась ещё до окончания работ, а новый хозяин дворца Петр III вскоре был свергнут своей супругой Екатериной II.
Дворец спроектировал архитектор Бартоломео Растрелли. Двухъярусная колоннада фасадов и обилие скульптурных изображений образуют сложный ритм. Это придает стройности огромному зданию, протянувшемуся вдоль Невы на 210 м.
Грандиозный пожар
Декабрьским вечером 1837 года дворцовая прислуга почувствовала запах гари. Дым заполнял Фельдмаршальский зал, под которым находилась аптека, но пламени видно не было. Обследовав помещения вдоль дымохода пожарные пролили водой подозрительное вентиляционное отверстие. Но это не сработало.
«Пожар в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года», акварель художника Бориса Грина, 1838
Неудачно спроектированный душник находился в узком пространстве. Отделявшая его деревянная перегородка внезапно рухнула. Пламя вырвалось наружу и начало путь по роскошным залам.
«Сначала объята была пламенем та сторона дворца, которая обращена к Неве; противоположная сторона представляла темную громаду, над коею пылало и дымилось ночное небо; …в среднем ярусе все еще было темно (только горело несколько ночников, и люди бегали со свечами по комнатам), в то время как над ним все уже пылало и разрушалось», – писал поэт Василий Жуковский.
Масса деревянных конструкций и сильный ветер не оставляли шансов спасти здание. Николай I тем вечером был в театре. Спешно вернувшись, император велел вынести военные знамёна и личные письма. А чтобы уберечь произведения искусства разобрали деревянные галереи, ведущие в Эрмитаж.
Огонь бушевал более 30 часов. Многие ценности удалось спасти, но отделка дворца была уничтожена.
«Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания... Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы...», – вспоминал очевидец пожара, писатель Александр Башуцкий.
Проекты восстановления: готика vs барокко
Зимний дворец, главный фасад, проект Вильгельма Штира, 1838
Император колебался между восстановлением Зимнего дворца в прежнем виде и строительством нового здания. Ему было известно и о принятом годом ранее проекте нового Вестминстерского дворца, который горел в 1834 году. Архитекторам Чарльзу Бэрри и Огастесу Пьюджину ещё предстояло воплотить свой знаменитый сегодня готический проект.
Немецкий архитектор Вильгельм Штир в 1838 году подготовил новый проект Зимнего дворца. Чертежи хранятся в Архитектурном музее Технического университета в Берлине. Исследователь архитектуры Игорь Ямшанов помог мне найти их в высоком разрешении – привожу здесь эти чертежи.
Зимний дворец, фрагмент башни, проект Вильгельма Штира, 1838
Судя по стаффажам, Штир не был в России – на панораме позади дворца изображены не петербургские здания. Вероятно, мастер использовал присланные обмеры и консультировался с российскими коллегами, например, А. Штакеншнейдером, либо К. Тоном – в их работах находят похожую трактовку окон.
Зимний дворец, фрагменты проекта и разрез, Вильгельм Штир, 1838
Грандиозный проект выполнен в духе эклектики. Выделяется готическая башня с колючими краббами, высокими вимпергами и окнами-розетками.
Огромный купол дворцового храма возносится на высоту около 100 метров, как у строившегося Исаакиевского собора. Башенки подчеркнуты тонкими колоннами, а спуск к Неве напоминает мавританские крепости.
Зимний дворец, боковой фасад с куполом, проект Вильгельма Штира, 1838
Перекрещение образов барокко и готики Штир вполне мог подсмотреть во время своей работы в Италии и изучения римских и греческих древностей, а многочисленные луковичные довершения – отсыл к русско-византийским образам и Кремлёвским соборам.
В классическую логику построения и пропорции здания врываются дерзкие решения западноевропейской готики. Во времена Василия Баженова этот приём называли «греко-готическим» вкусом.
Зимний дворец, фрагменты проекта и разрез, Вильгельм Штир, 1838
Сам Николай I симпатизировал готике. В этом стиле была построена его летняя резиденция в Петергофе – дворец Коттэдж в усадьбе Александрия. Английская неоготика была и прообразом павильона Арсенал в Царском Селе, где хранилась коллекция оружия Николая Павловича.
Так почему проект Штира не был утверждён?
Зимний дворец, план первого этажа, проект Вильгельма Штира, 1838
Смета или смелость?
Причин может быть несколько. Например, эстетика и символизм. В архитектурной картине мира николаевской России были три кита: (нео-)византийский, готический и барокко. Но больше всего Петербург ассоциировался с барокко. Не даром барочный облик Зимнего воспевал и поэт Василий Жуковский близкий ко двору.
Готика же пышно зацвела в России как стиль загородных поместий. До пожара в центре Петербурга не было ни единого здания в этом стиле. Привычное в светской Москве с её неоготической Екатерининской церковью прямо в Кремле или готической реконструкцией Никольской башни – для Северной столицы, видимо, казалось слишком смелым.
Зимний дворец, панорама фасада с Невы, проект Вильгельма Штира, 1838
Стоит сказать и об экономике. Дворец – грандиозное сооружение: более 1000 залов, 117 лестниц, 60 тыс. кв. м. и всё это в великолепной отделке. А с учётом купола и шпиля новый дворец ещё должен был прибавить в высоту в 4 раза! Хотя, когда в России заботились о казённых расходах?
И, наконец, скорость восстановления. Архитекторы Василий Стасов и Александр Брюллов смогли восстановить Зимний дворец в прежнем виде всего за два года. Для примера, Вестминстерский дворец заложили в 1840 году, закончив только к 1870-м. А архитектор Имре Штейндль возводил здание венгерского парламента с 1885 по 1904 годы.
Проект Берлинского собора, перспектива, Вильгельм Штир, 1840
Вильгельм Штир позже создал грандиозный проект Берлинского собора. Мастер пользовался огромным авторитетом в архитектурной среде, много посвятил преподавательской деятельности. Но реализовать ему довелось всего один проект – внушительный собственный дом.
Ну, а готические образы в Зимнем дворце воплотятся в конце 19 века в отделке библиотеки. Об этом ниже отдельная статья.
Свежие комментарии