«Не беспокойтесь по поводу смены режима питания – за вас это сделает йога», – говорил мой учитель, когда я была молодой и гибкой и даже лишние 15 кг не мешали мне выполнять асаны. Действительно, булкам и сдобе я предпочла хлеб из муки грубого помола. Я даже стала вегетарианкой. Но я не стала есть меньше.
Я познакомилась с такими понятиями, как яма (самоограничение) и нияма (соблюдение предписаний), которые являются этической основой практики йоги и связаны с вопросами ненасилия, ответственности в сексе и честности. Эти принципы помогли мне изменить жизнь. Но примириться с ямой апариграха (отказ от жадности) оказалось выше моих сил. Я осознавала, насколько важно быть бескорыстной. Понимала, почему не следует копить и брать больше того, что необходимо. Однако, когда дело доходило до меню, пикников и обедов у друзей, с выполнением апариграхи возникали проблемы. Мне не хотелось об этом задумываться, но лишние 15 кг как раз и складывались из калорий, которые были мне не нужны, которые я просто накапливала.
Что на обед?
Трудно быть настоящим йогом, когда твои мысли заняты лишь тем, что тебя ждет сегодня на ужин, или когда ты только и думаешь, как избавиться от неприятной тяжести в животе после плотного обеда. «Маленькая» порция картофеля фри в «Макдоналдсе» – единственный размер, имевшийся в продаже в 1970 г., – выглядит до неприличия скромной по сравнению с сегодняшними – средними и большими. Но дело не только в фаст-фуде. Даже здоровая пища в американских ресторанах подается исключительно огромными порциями. Преуспевающие рестораторы уже давно усвоили простую истину: чтобы быть успешным, надо потакать прихотям клиента, в том числе и его жадности. «Основа жадности лежит в психологии бедности», – утверждает Синди Ли, основатель студии Ом-йоги в Нью-Йорке и автор книги «Тело йоги, разум Будды» (Riverhead, 2004). – Психология бедности заключается в том, что вам постоянно кажется, будто чего-то не хватает, поэтому вы стремитесь получить еще и еще. В результате человеку всегда мало – он хочет еще еды, еще одежды, еще комплиментов, еще внимания”. Психология бедности проявляется у людей с любым достатком. Особую роль играют СМИ, которые внушают мысль о том, что бесконечное приобретение и потребление – непременный залог силы и удовольствия.
Будьте здоровы!
Чрезмерное желание чего бы то ни было противоречит принципу апариграхи и представляет угрозу гармонии и спокойствию, которые мы обретаем, занимаясь йогой, медитацией и пранаямой. «В аюрведе считается, что пищеварение – центр здоровья. Самочувствие зависит от нашей способности переваривать физическую, ментальную и духовную пищу», – считает Скотт Блоссом, инструктор по йоге из Северной Калифорнии, врач традиционной китайской медицины и специалист по аюрведе.
Переедание – главный враг правильного пищеварения. В одном из комментариев к Бхагавадгите говорится, что даже нектар может превратиться в яд, если его съесть слишком много. Доктор Скотт Герсон, автор книги «Аюрведический подход к потере веса» (Lotus, 2002), объясняет, что переизбыток даже самых лучших и полезных продуктов приводит к образованию амы – не до конца переваренной пищи, которая сначала накапливается в кишечнике, но может перейти и в другие ткани и органы. «Переедая, – говорит Герсон, – мы способствуем образованию токсинов на всех уровнях нашего существования – от наиболее грубых до тончайших. В известном стихе из древнеиндийского текста Чарака Самхита говорится: «Нельзя выбирать еду на основании привычки или незнания. Принимайте только полноценную пищу, поскольку наше строение с точностью отражает то, что мы едим».
Сколько вешать в граммах?
Но «достаточно» – это сколько? Согласно аюрведе, при любом приеме пищи желудок должен быть на 50% наполнен твердой пищей, на 25% – жидкостью и еще на 25% – воздухом, который необходим для любого процесса окисления, в том числе и пищеварения. «Научитесь чутко относиться к процессу принятия пищи и его последствиям, – советует Блоссом. – Мы хотим, чтобы тело чувствовало насыщение, а разум – удовлетворение. Яма апариграха является обратной стороной ниямы сантоши (удовлетворения). Организму требуется получить все элементы, которые поддерживают его жизнедеятельность. Ум услаждают цвета на тарелке, художественное оформление блюда и – на более глубоком уровне – еда, приготовленная с любовью».
«Однозначного ответа на вопрос «сколько достаточно?» не существует, – уверена Синди Ли. – Надо просто постоянно следить, не слишком ли вы потворствуете своим желаниям. Ваше решение должно зависеть от текущего момента. Не стоит создавать систему суждений типа: «Я никогда не буду есть десерты, потому что в мире много голодающих, к тому же я маленького роста, и все эти калории непременно пойдут в пятую точку». В таком случае это превращается в мертвое правило и уже никоим образом не связано с вашей мудростью».
Вопрос в цене
Дипломированный учитель анусара- йоги Эйми Ипполити считает, что мы слишком много думаем о еде. Ипполити выросла в Нью-Йорке, где любому подростку может показаться, что имидж – все, и в результате неправильного питания у нее были проблемы со здоровьем. Потом она серьезно увлеклась йогой и женской самообороной. «Я научилась принимать себя и знать себе цену, – вспоминает она. – И как только я смогла ощутить внутреннюю красоту (что и есть главная цель йоги), мне стало гораздо легче увидеть ее и в своем теле. Поняв, что такое самопознание, ты уже не думаешь об апариграхе как таковой, а начинаешь прислушиваться к потребностям своего тела».
Когда умеренность становится правилом (без крайностей самопожертвования), тело и разум объединяют силы для того, чтобы поддержать это полезное начинание. «Это не означает, что вы не можете позволить себе время от времени добавки или мороженого, – говорит Ипполити. – Но вы должны есть добавку с чувством радости, а мороженое – в полном экстазе! Тогда, если вы на связи с самим собой, вы почувствуете, как организм сам требует здоровой пищи или говорит о том, что ему нужно меньше еды».
Прошло 12 лет с тех пор, как Ипполити решила свои проблемы с перееданием, недоеданием и помешательством на одном из двух. В моем случае прошло 20 лет с того момента, как я нашла баланс между хорошим и правильным питанием. Йога способна изменить привычки в еде. Только вы должны заботиться о себе, чтобы это получилось.
Я познакомилась с такими понятиями, как яма (самоограничение) и нияма (соблюдение предписаний), которые являются этической основой практики йоги и связаны с вопросами ненасилия, ответственности в сексе и честности. Эти принципы помогли мне изменить жизнь. Но примириться с ямой апариграха (отказ от жадности) оказалось выше моих сил. Я осознавала, насколько важно быть бескорыстной. Понимала, почему не следует копить и брать больше того, что необходимо. Однако, когда дело доходило до меню, пикников и обедов у друзей, с выполнением апариграхи возникали проблемы. Мне не хотелось об этом задумываться, но лишние 15 кг как раз и складывались из калорий, которые были мне не нужны, которые я просто накапливала.
Что на обед?
Трудно быть настоящим йогом, когда твои мысли заняты лишь тем, что тебя ждет сегодня на ужин, или когда ты только и думаешь, как избавиться от неприятной тяжести в животе после плотного обеда. «Маленькая» порция картофеля фри в «Макдоналдсе» – единственный размер, имевшийся в продаже в 1970 г., – выглядит до неприличия скромной по сравнению с сегодняшними – средними и большими. Но дело не только в фаст-фуде. Даже здоровая пища в американских ресторанах подается исключительно огромными порциями. Преуспевающие рестораторы уже давно усвоили простую истину: чтобы быть успешным, надо потакать прихотям клиента, в том числе и его жадности. «Основа жадности лежит в психологии бедности», – утверждает Синди Ли, основатель студии Ом-йоги в Нью-Йорке и автор книги «Тело йоги, разум Будды» (Riverhead, 2004). – Психология бедности заключается в том, что вам постоянно кажется, будто чего-то не хватает, поэтому вы стремитесь получить еще и еще. В результате человеку всегда мало – он хочет еще еды, еще одежды, еще комплиментов, еще внимания”. Психология бедности проявляется у людей с любым достатком. Особую роль играют СМИ, которые внушают мысль о том, что бесконечное приобретение и потребление – непременный залог силы и удовольствия.
Будьте здоровы!
Чрезмерное желание чего бы то ни было противоречит принципу апариграхи и представляет угрозу гармонии и спокойствию, которые мы обретаем, занимаясь йогой, медитацией и пранаямой. «В аюрведе считается, что пищеварение – центр здоровья. Самочувствие зависит от нашей способности переваривать физическую, ментальную и духовную пищу», – считает Скотт Блоссом, инструктор по йоге из Северной Калифорнии, врач традиционной китайской медицины и специалист по аюрведе.
Переедание – главный враг правильного пищеварения. В одном из комментариев к Бхагавадгите говорится, что даже нектар может превратиться в яд, если его съесть слишком много. Доктор Скотт Герсон, автор книги «Аюрведический подход к потере веса» (Lotus, 2002), объясняет, что переизбыток даже самых лучших и полезных продуктов приводит к образованию амы – не до конца переваренной пищи, которая сначала накапливается в кишечнике, но может перейти и в другие ткани и органы. «Переедая, – говорит Герсон, – мы способствуем образованию токсинов на всех уровнях нашего существования – от наиболее грубых до тончайших. В известном стихе из древнеиндийского текста Чарака Самхита говорится: «Нельзя выбирать еду на основании привычки или незнания. Принимайте только полноценную пищу, поскольку наше строение с точностью отражает то, что мы едим».
Сколько вешать в граммах?
Но «достаточно» – это сколько? Согласно аюрведе, при любом приеме пищи желудок должен быть на 50% наполнен твердой пищей, на 25% – жидкостью и еще на 25% – воздухом, который необходим для любого процесса окисления, в том числе и пищеварения. «Научитесь чутко относиться к процессу принятия пищи и его последствиям, – советует Блоссом. – Мы хотим, чтобы тело чувствовало насыщение, а разум – удовлетворение. Яма апариграха является обратной стороной ниямы сантоши (удовлетворения). Организму требуется получить все элементы, которые поддерживают его жизнедеятельность. Ум услаждают цвета на тарелке, художественное оформление блюда и – на более глубоком уровне – еда, приготовленная с любовью».
«Однозначного ответа на вопрос «сколько достаточно?» не существует, – уверена Синди Ли. – Надо просто постоянно следить, не слишком ли вы потворствуете своим желаниям. Ваше решение должно зависеть от текущего момента. Не стоит создавать систему суждений типа: «Я никогда не буду есть десерты, потому что в мире много голодающих, к тому же я маленького роста, и все эти калории непременно пойдут в пятую точку». В таком случае это превращается в мертвое правило и уже никоим образом не связано с вашей мудростью».
Вопрос в цене
Дипломированный учитель анусара- йоги Эйми Ипполити считает, что мы слишком много думаем о еде. Ипполити выросла в Нью-Йорке, где любому подростку может показаться, что имидж – все, и в результате неправильного питания у нее были проблемы со здоровьем. Потом она серьезно увлеклась йогой и женской самообороной. «Я научилась принимать себя и знать себе цену, – вспоминает она. – И как только я смогла ощутить внутреннюю красоту (что и есть главная цель йоги), мне стало гораздо легче увидеть ее и в своем теле. Поняв, что такое самопознание, ты уже не думаешь об апариграхе как таковой, а начинаешь прислушиваться к потребностям своего тела».
Когда умеренность становится правилом (без крайностей самопожертвования), тело и разум объединяют силы для того, чтобы поддержать это полезное начинание. «Это не означает, что вы не можете позволить себе время от времени добавки или мороженого, – говорит Ипполити. – Но вы должны есть добавку с чувством радости, а мороженое – в полном экстазе! Тогда, если вы на связи с самим собой, вы почувствуете, как организм сам требует здоровой пищи или говорит о том, что ему нужно меньше еды».
Прошло 12 лет с тех пор, как Ипполити решила свои проблемы с перееданием, недоеданием и помешательством на одном из двух. В моем случае прошло 20 лет с того момента, как я нашла баланс между хорошим и правильным питанием. Йога способна изменить привычки в еде. Только вы должны заботиться о себе, чтобы это получилось.
Свежие комментарии